Рецензия на книгу
The Seven Deaths of Evelyn Hardcastle
Stuart Turton
DobreOverdoses7 мая 2020 г."Хто я?" или рецензия, которая должна была рукоплескать
Не каждый автор возьмется писать про день сурка, эффект бабочки и перемещения во времени, ведь для этого потребуется продумать каждую деталь, разобраться с механикой изменения хода событий, убедиться, что каждый персонаж реально влияет на сюжет и имеет свою мотивацию в нем присутствовать. Справился ли с этой задачей Стюарт Тертон? Разберемся.
С самого начала книга действительно захватывает, ведь несмотря на неоригинальность идеи, исполнение вполне может удивить. Поначалу мне нравилось, что ответ очень долго отгадать было невозможно, однако чем дальше в лес, тем больше дров. Один из многих использованных в книге принципов Агаты Кристи завел автора в тупик и явно заставил притягивать сюжет за все причинные места. Несколько моментов так и остались зиять дырами в сюжете, то ли оттого, что по ходу написания книги стали не нужны, то ли это была попытка ввести спутывающие переменные, что на самом деле выглядело так, словно читателю, и так идущему в полной темноте, завязали глаза.
Имен в этой книге – будьте-нате. И каждый день происходит такой калейдоскоп персонажей, что установить порядок действий с каждой страницей становится все труднее, дыры в сюжете превращаются в черные и засасывают в вальс перелистывания назад, чтобы убедиться, что ты все еще сохранил рассудок, хотя память начинает подводить.
В книге описывается множество локаций поместья, которые по большому счету не играют никакой роли, кроме как показать, что Блэкхит – обветшало обветшал и превратился в ветошь. На форзаце была даже карта поместья, которая вселила такую большую надежду! Но оказалась не более чем красивым приемом, зачем-то позаимствованным у Легенд Ночных стражей, Властелина Колец, Игры престолов, словом, у всех саг, для которых карта просто необходима, чтобы не теряться в лоре. За все прочтение я обратилась к карте ровно 0 раз.
Автор ухватился за крутую идею, но, разогнавшись, не смог остановиться и раскрутил ее до того, что хорошая развязка заняла бы еще добрых страниц сто. На деле же, развязка случилась на последних десяти страницах, как будто ты шел приятным летним днем и на тебя с балкона опрокинули тазик весьма драматичного холодца. В финале скрывается абсолютное ничего. Хотя нет, еще он скрывает ОГРОМНОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ, потому что концовку тупее придумать просто невозможно. Зачем в книге, которая подается как супер триллер с элементами ужасов, хэппи энд, да еще и такое клише? Пишу рецензию и понимаю, что это своего рода попытка иначе изобразить стокгольмский синдром, но обоснования у этого нет ни малейшего.
Автор, видимо, писал книгу так же, как я ее читала: в ванне/за тарелкой супа, в перерывах между работой на фоне горящих дедлайнов. Механику влияния на ход событий Тертон показывает ровно никак. Отдает ли Айден компас, потому что видел это в предыдущих воплощениях, или же он видел это, потому что сейчас отдает компас – тайна, покрытая мраком и мхом пуще самого Блэкхита. Автору не обязательно знать, как работает перемещение во времени, он мог бы просто придумать свой порядок вещей и ОБЪЯСНИТЬ его. В книге много отсылок, много попыток использовать известные инструменты, кто же запретит? Наоборот, проверенное временем всегда приятно глазу. Но когда молодой констебль говорит, что недавно расследовал убийство стрихнином из-за наследства... Ну вы поняли, да, такая пасхалочка о загадочном происшествии в Стайлзе. Каждый сам выберет, как к этому относиться. Автор вроде как дружелюбно подмигивает читателю, а вроде как отсылка уж слишком жирная.
Из интересного: в книге ведется рассуждение о том, что же можно назвать личностью. Айден не помнит ничего о себе, но при этом действует по своей воле, подавляя личность тела, в котором воплотился. При этом он пользуется плюшками своих сосудов, будь то острый ум, связи, профессиональные умения. Ему неизвестно ничего, кроме своего имени, но ведет он себя вполне определенным образом, отвергая насилие и обман. Выходит, стертая память не отменяет характер и манеры? И какая возникает ментальная связь между сосудом и тем, кто в нем? Это годная пища для ума.
В середине прочтения ощущение было классное, книгу хотелось рекомендовать. Но концовка и объяснение происходящего (которого нет), оставляет какую-то обиду и чувство незавершенности…Автор не раскрывает детали, а делает так, чтобы все в итоге сошлось, забивая на им же введенные детали. Убийцей может быть кто угодно, а в конце автор просто предоставляет вам свой необоснованный вариант. Много лишних передвижений, лишних персонажей, убрав которых, вы получите сюжет не только проще, а даже лучше.
Все чужие оказываются друг другу родственниками, а родственники оказываются чужими и безжалостно убивают друг друга.После прочтения много вопросов, но не из любопытства, как после Гарри Поттера, а от отчаяния: Кто это организовал, какой год сейчас на самом деле? Как именно персонажи туда попали? Как это реализовано? Почему участники не стареют? Куда и в какое время они возвращаются?
И нет, это не открытый финал, ведь автор пытается рассказать предпосылки к сюжету, только безуспешно.
Хочется взять идею и переписать книгу заново…
5120