Рецензия на книгу
S. N. U. F. F.
Виктор Пелевин
Аноним31 января 2012 г.Очередное творение Виктора Олеговича бесспорно заслуживает внимания. Пелевин, вообще острый на язык, в этой книге успел проехаться по всем абсолютно, досталось каждому, не уцелел никто. Но обо всем по порядку.
Снафф, как раскрывает нам роман (хотя, я думаю, что в наше время многие знали это и так) - это жанр в кинематографе, снимающий реальное убийство на камеру. По сути приблизительно этим и зарабатывает на жизнь главный герой, повествователь, тип довольно неприятный, но по сути - порождение того самого неприятного мира, что описан в книге. И так, действо происходит в недалеком будущем, мир разделен на две части (см. Г. Уэллса "Машина времени"), в нижней части, т. н. Уркаине живет чернь, то самое быдло, простонародье, так хорошо знакомое нам, жителям прекрасной страны Россия. Верхняя же часть ведет отсылки ко многим антиутопиям, хотя само общество сильно напоминает "Дивный новый мир" Хаксли, такие же гедонистические, пустые натуры, жертвы прогресса, назовем их так. Оба этих мира конфликтуют, и там, и там существование проблемно. Если чернь, ее жизнь и ее гибель, служит высшему свету как игрушки, то сам высший свет страдает от недостатка чувств, ощущений, самой жизни, о чем говорить, если даже памятники архитектуры заменили настраиваемыми экранами за окнами.
Особую роль здесь играет абстрактная религия, "Маниту", обозначающий сразу три вещи: Бога, телеэкраны и деньги (основополагающие предметы современного общества).
Война подана здесь как что-то, пытающееся наполнить жизнь смыслом, но на деле абсолютно лживое, такая своеобразная игра высших сил, особенно актуальная сейчас, во время неприятия выборов и т.д.
И здесь же подана резиновая кукла-робот, служащая для удовлетворения сексуальных (и не только) потребностей главного героя, мечущаяся между двумя мирами: высшим и низшим. Она служит сразу в двух целях: с одной стороны через нее поднимается извечный вопрос о мужском-женском, этой темы я касаться не буду, а с другой стороны она, как рационалистическая позиция (ведь это робот) в итоге делает свой выбор в пользу орка Грыма, бросает высший мир, который с трудом уже удерживается на плаву.
Если же судить в целом, то книга действительно многогранна, талантлива, продумана до самых мелочей (вопреки всем замечаниям по поводу некой "недлработанности"), может Пелевин и "не тот", но явно хуже он не стал.
P.S. Отдельно хочется отметить ГУЛАГ и сам лозунг "Не бодайся с ГУЛАГом", вообще эта игра с языком, разрушение привычных смысловых ассоциативных рядов проходят у Пелевина на "ура".
P.P.S. Ну и также хочется отметить дань уважения, содержащуюся в романе таким авторам как Оруэлл и Свифт, безусловно здесь содержится много прозрачных аналогий.854