Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Normal People

Sally Rooney

  • Аватар пользователя
    EkaterinaGorashenko5 мая 2020 г.

    Микробиом отдельно взятой зуммерской любви.

    Цитата: «Я не знаю, что со мной не так…Не знаю, почему я не могу быть как все нормальные люди. Не знаю, почему я не могу сделать так, чтобы меня любили. Мне кажется, меня покалечили при рождении».

    Ирландку Салли Руни обозвали Сэлинджером поколения Snapchat, выдали значок литературного феномена, обласкали литературоведческими язычками. Я купилась и купила. Мне срочно нужно было прочитать про тонкую душевную организацию современных подростков, про глубокие шрамы, семейное насилие и одиночество в толпе.

    Сюжет простой: школьники Коннелл и Марианна влюблены, но понять, что такое любовь в их возрасте оказывается довольно сложно. Они спять вместе, прячась от друзей, и тем самым травмируют друг друга, отказываясь признавать свою сильную привязанность друг к другу. Потом они взрослеют, но проблемы остаются теми же. Всё.
    .
    Важнее сюжета в книге мысли главных героев. Чтобы ощутить страшную проблему непонимания между влюбленными, придется погрузиться в их семейные проблемы. Понять, как девочка из благополучной семьи может быть настолько одинокой, что позволяет случайному парню использовать ее тело, всем сердцем любя другого. Понять, как мальчик, транслируя обществу образ уверенного в себе умницу, обнаруживает себя с текущими слезами и дрожащими ногами посреди этого самого общества.
    .
    Эти два кузнечика на подломанных ножках всю книгу бегают по кругу, пересекаясь, отдаляясь, и заходя на новый круг марафона. В незамысловатых диалогах, уверена, кто-то узнает себя. Страшно признаваться, страшно услышать ответ, страшно быть собой, но еще страшнее не быть собой. И так далее. Чем ближе к концу книги, тем внятнее становятся диалоги. Герои учатся говорить важные вещи вслух. Все развитие кузнечиков происходит исключительно внутри их пары, их экосистема замкнута, другие бабочки и сверчки постоянно ошиваюся где-то рядом, но не могут стать часть их системы.

    Герои взрослеют, их волнует не только личное, но и общественное.
    Цитата: «Неделю назад они с Коннеллом и Найлом ходили на демонстрацию против войны в Газе. Демонстрантов собрались тысячи, они несли плакаты, мегафоны, флаги. Марианне тогда захотелось сделать что-то значительное, остановить любое насилие сильных против слабых – она вспомнила, что несколько лет назад чувствовала себя такой умной, молодой и могущественной, что ей вроде бы такое было по силам, а теперь она знает, что она совсем не могущественная, что она будет до самой смерти жить в мире, где обижают невинных, и даже в самом лучшем случае помочь сможет лишь нескольким отдельным людям».

    А теперь то, что мне категорически не понравилось.
    Цитата: «Марианна даже сходила к Лукасу и заставила его стереть все ее фотографии – впрочем, ни одной из них он так и не вывесил в интернет. Стыд спеленал ее, будто саван. Поди сквозь него что разгляди. Ткань мешала дышать, колола кожу». Надо проговорить, что именно меня раздражает? Откуда в зуммерском романе это «стыд спеленал ее как саван» из пятидесяти оттенков серого?
    Цитата: «Когда они встречались на вечеринках, Хелен рассыпалась в комплиментах – как Марианна одета, как причесана, – а та неопределенно кивала и продолжала излагать свои сложные соображения по поводу…». Кто пробовал неопределённо кивать? Ты либо киваешь, либо нет. От слова «причесана» я бы тоже избавилась, оно не отсюда.
    Это не придирки, это то, что мешает упасть в книгу.

    Главная претензия к книге в отсутствии понятного смысла. Я понимаю, про кого она, понимаю, для кого она. Но зачем она? В конце не происходит примерно ничего. Кузнечики немного подучились говорить друг с другом, но счастье выбирают храбрые, а они не такие, у них все заканчивается так же непонятно, как началось. Разве что только в этом идея. В бестолковости, бессмысленности и ненужности.

    3
    75