Рецензия на книгу
Горизонт
Патрик Модиано
Аноним4 мая 2020 г.Патрик Модиано «Горизонт»
За окном сегодня очень пасмурно и льет дождь. Не включая свет, я села с чашкой кофе писать рецензию на книгу о зимнем Париже, о воспоминаниях, которые жизненно необходимо удержать - «Горизонт» Патрика Модиано.
Я не для пафоса выбрала французское издания Gallimard, серию Blanche. Я обожаю Gallimard! Больше я восхищаюсь только итальянским издательством Einaudi, в котором публиковался Чезаре Павезе. Галлимар Бланш - это не только оформление, передающее дух эпохи, но и мой ориентир в современной французской прозе. Оно само олицетворение литературы Франции XX - XI века.«Горизонт» - это небольшой роман о прошлом. Каждая страничка, каждое слово соткано из ушедших времен. Не нужно быть специалистом, чтобы заметить совершенно прустовское восприятие времени. Жан Босманс и Маргарет Ле Коз - два персонажа уже теперь несуществующего Парижа 60-х. Эти герои многое скрывают не только друг от друга, но и от читателя, поэтому приблизиться к ним или сродниться с ними не получается - они всегда в перспективе, на бесконечно удаляющейся линии горизонта.
Внезапно пересекающиеся жизни Жана и Маргарет полны белых пятен, которые не были следствием удачи или счастья - истории у обоих молодых людей печальные и холодные. А их Париж - это пасмурный, зимний город бесконечных улиц и бульваров, старых, высокомерных домов и опасных людей - людей из прошлого.
Париж - еще один персонаж романа Модиано. Без него история немыслима. Как и многие, я не могу точно определить, как Патрик Модиано создают атмосферу этого города, потому что у него нет изобильных описаний - автор просто разжимает огромную ладонь и выпускает крохотного человечка-читателя в промозглые парижские улицы.
Зачастую только названия улиц, станций, кафе спасали тени от забвения.«Горизонт» - абсолютно французский роман в лучших традициях модернизма. Читая его, вы размышляете о личных ушедших эпохах, ощущаете бархатистость кашемирового пальто, хрусткость крафтовой бумаги, в котором зажимаете теплый круассан. Потом протягиваете руку к кнопке домофона одного из роскошных «османских» домов, чтобы встретиться с человеком из своего прошлого. А за спиной проезжающими по мокрому асфальту автомобилями шумит Париж.
Как резко отличалась жизнь профессора и его супруги, жизнь их детей, уютная тихая профессорская квартира от того, что ожидало Маргарет и Босманса снаружи, подстерегало их, готовилось напасть… Здесь можно на время передохнуть, почувствовать себя в безопасности, как в бывшем кабинете Люсьена Хорнбахера.Как далеки, казалось бы, события Парижа 60-х...Но у меня тоже была такая квартира, в которой я чувствовала себе неуязвимой, а впереди мерцали самые потрясающие перспективы: ажурная кованая дверь открывалась с мягким щелчком, я проходила по тихому коридору, в конце которого доверительно была открыта дверь. Из приоткрытой двери как обычно проливался теплый, оранжеватый свет. В той добротной квартире в центре города всегда ощущался аромат дерева и Chanel Égoïste, а в шкафу были развешаны дорогие рубашки. Эти стены хранили тайны некичливого успеха и надежности, а в их глубине своими печальными желтыми глазами смотрел в окно огромный черный кот. И все это также безвременно ушло, как и у героев романа «Горизонт».
Язык Модиано легкий и гладкий, не утяжеленный грузными сравнениями. Во многом «Горизонт» бессюжетен, но роман длится столько, сколько нужно, чтобы не утомлять. Полюбились ли мне персонажи? Не знаю. Они всегда на расстоянии, они отталкивают читателя, чтобы не дать ему к себе приблизиться. Сложно по-настоящему любить то, что остается чужим. Могу сказать лишь то, что любимый герой книги, пусть и второстепенный, для меня некто Мишель Багериан - загадочный тридцатипятилетний брюнет. О нем читателю тоже позволяется узнать немногое - он не беден, уважаем, у него есть дочь и живет он в Швейцарии. Месье Багериан не женат/разведен/вдовец, избегает разговоров о свое жене и ведет не совсем прозрачный бизнес. Он уверенный в себе и жёсткий, если кто-то попал в беду и нуждается в его помощи, что еще раз убеждает читателя в том, что мир, в котором он живет, при всей внешней благопристойности Багериана, опасен.
Я никак не могла определиться с оценкой. Мне не хватило раскрытия тайн персонажей, в этом плане читатель просто целует закрытую дверь. Патрик Модиано посчитал неважным и второстепенным какую-либо определенность. Я отчасти его понимаю, расставив все точки на i, он бы просто разрушил эфемерность экзистенциального текста. Но я все равно не могу поставить оценку ниже той, которую поставила. Столько всего неуловимого, близкого мне в волнениях и тревогах романа: ощущение города, когда каждое его изменение уносит с собой часть тебя, болезненность времени и ушедшей Belle Époque.
Затем они ужинали в ресторане на авеню, круто спускавшейся к озеру, — дома со стенами цвета охры напомнили ей Лазурный Берег. В ясную погоду в сумерках ей казалось, что стоит только сесть на велосипед и такая вот безлюдная улочка приведет к пляжу и морю.Сколько раз я так же шла мимо охристых домов тихого центра, мимо причудливых цветочных магазинов и миниатюрных кофеен, и неизменно казалось, что вот-вот вдалеке засеребрится море...
712,5K