Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Монах

Метью Грегори Льюис

  • Аватар пользователя
    Аноним29 января 2012 г.

    — Мистер Торп, вы читали «Удольфо»?
    — «Удольфо»? Бог мой, увольте. Я не читаю романов. У меня достаточно других дел.
    Осекшаяся и сконфуженная Кэтрин хотела уже было принести извинения за неуместный вопрос. Но не успела она открыть рта, как он добавил:
    — Романы полны вздора и чепухи. После «Тома Джонса» не было ни одного сколько-нибудь приличного — разве что «Монах». Я его недавно прочел. Все остальные — полнейшая чушь.


    Этот диалог и сподвиг меня на чтение готических романов, которые Остен так изящно высмеяла в "Нортенгерском аббатстве". Надо признать, что из всего осиленного "Монах", несомненно, лучший и в некотором роде канонический: невероятные преступления, могильные черви, гробницы и подземелья, черепа и трупы, грехопадения и убийства - всего этого в романе в избытке, что, кстати, не портит впечатления от книги, а создает мрачнейшую, но интересную эстетику.

    В центре романа - фигура Амбросио, благочестивого монаха, которому поклоняются, как святому. Святость эта показушна, рождена и вскормлена тщеславием и проверки искушением не проходит. Также попутно Льюис развивает, переплетая между собой, линии, связанные с судьбой двух девушек - Антонии и Агнессы, и мастерски устраивает им развязку в одном месте и в одно время. Кроме того, Льиюс искусно использует "сериальный" прием, обрывая главы на самом интересном моменте.
    Предисловие предупреждало, что автор был некрасив и успехом у женщин не пользовался, поэтому "Монаха" так и хочется рассматривать как своего рода сублимацию, но стоит ли? Скандальный для своего времени, он и сейчас поражает воображение, но не сексуальными намеками, а красиво нагроможденными ужасами.

    Р.S. И да, Lucretia , Вы были правы, стихи в романе нехороши)

    14
    63