Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Numero zero

Umberto Eco

  • Аватар пользователя
    RedEyes3 мая 2020 г.

    Я искал что прочесть у Умберто Эко...

    Есть у меня такой проект - называется “Вторая книга Умберто Эко”. С первой всё понятно - «Имя розы» Умберто Эко , конечно. А вторую я всё не мог выбрать - к большим, вроде «Маятник Фуко» Умберто Эко или «Баудолино» Умберто Эко не хочу подступаться из-за неизбежных сравнений с “Именем Розы”. Потом я обнаружил, что этот добрый эрудированный дедушка, как он выглядит на фотографиях, любезно написал и несколько довольно коротких книг. “Прекрасно” - решил я - “вот прочту за пару вечеров, пополню интеллектуальный багаж”. Первая попытка была с книжкой «Шесть прогулок в литературных лесах (сборник)» Умберто Эко , вторая - с работой «Искусство и красота в средневековой эстетике» Умберто Эко . Первую я оставил на 20%, вторую - на 80%. И должен вас предупредить, что эти обманчиво короткие, компактные книжки, словно бы предназначенные для чтения в метро или даже на ходу, все же являются скорее научными, чем научно-популярными (первая - цикл лекций, вторая - скорее монография). Их хорошо читать, находясь в контексте (вторая, например, перекликается с «Осень средневековья» Йохан Хёйзинга ), но не между делом.

    Тем не менее, мне наконец удалось найти и короткую, и художественную книжку - “Нулевой номер”. Она показалась мне слишком короткой - возможно, она задумывалась как нечто более масштабное (она была выпущена незадолго до смерти Эко, но начата намного раньше). Это история о журналистах, занимающихся ненастоящими новостями и расследованиями (и это явный намёк, что и “настоящим” доверять не стоит) - ненастоящими потому, что их газета - лишь имитация, проба пера, “нулевой номер” (вернее, номера), который пока предназначен не для печати, а только для заказчика, который может дать делу настоящий ход. Действие происходит в 1992 году - но главное не действие, а информация, её подача и обсуждение - именно об этом и идёт речь. Профессионально обсуждая самые разные способы манипулирования читателем, герои верят, что информация может быть ценной и опасной - пока не задумываются над тем, что, возможно, в потоке данных уже ничто не может восприниматься всерьез. Сейчас, с учётом существования интернета, это кажется очевидным, но стоит признать, что и в 1992 году можно было сказать то же самое. И это ценное напоминание: похоже, мы живем в эпоху избыточного информационного давления дольше, чем думаем. Не могу сказать, что книга шокирующая или прекрасная, но потраченного времени не жаль. Я слушал аудиоверсию: ООО “Аудиокнига”, читает Игорь Князев.

    16
    746