Рецензия на книгу
Смерть Ахиллеса
Борис Акунин
Аноним29 апреля 2020 г.Свой среди чужих
Вроде и стараешься читать полюбившийся цикл с перерывами, чтобы не приелся, а таки когда-то так очаровавшая магия Фандорина начинает отпускать. Уже и Фандорин не кажется этаким "отечественным Шерлоком", а вполне себе посредственным сыщиком, и фандоринский дар везения уже несвеже попахивает примитивщиной. Это происходит благодаря излишнему тыканию носом читателя в этот дар, из-за отношения Фандорина к нему, как к должному, что уже понимаешь, что при всех опасностях, которые могут ожидать Фандорина в сюжете, ему абсолютно ничего серьезного грозить не может. Так и есть, каким бы сильным, хитрым, умным и влиятельным не оказался противник, Фандорин всегда превзойдет его всего лишь благодаря очередной "счастливой случайности", даже если во всех перечисленных выше качествах будет сильно проигрывать врагу.
В этой части Фандорину предстоит расследовать убийство своего старого знакомого, генерала Соболева по прозвищу Ахиллес, уже знакомому читателю по "Турецкому гамбиту". Убийство это сработано чисто, и профессионально замаскировано под естественную смерть, что вот только понимание Фандориным противоестественности такого исхода для мужчины в расцвете сил и подозрительное поведение приближенных генерала, заставляет Эраста Петровича сомневаться в официальной версии смерти Соболева и вопреки появившимся преградам, расследовать это дело.
Придется оговориться, что убийство такого человека, как народный любимец - генерал Соболев, уже подразумевает, что тут не обошлось без вмешательства очень высокопоставленных людей и Фандорин невольно впутывается в сети политических интриг. Опять же, "счастливая случайность", что эти высокопоставленные заказчики, наблюдая за ходом следствия Фандорина (и как бы зная о его способностях и предыдущих заслугах в такого рода делах), смотрят на это сквозь пальцы, ограничиваясь лишь его отставкой от должности. Серьезно? И видя, что тот не остановился, не предприняли ничего, чтобы его остановить, ведь дело могло быть предано огласке.Хотя, безусловно, читатель в этой книге будет знать о случившемся гораздо больше Фандорина. Потому что к концу книги начинается вторая сюжетная линия, раскрывающая жизненный путь и становление убийцы по особо важным делам, Ахимаса Верде. Появление Ахимаса в сюжете вносит не только долгожданную ясность в происходящие события (большая и самая важная часть которых, кстати, остается для Фандорина неизвестными и о чем он может только догадываться), но и создает интересный контраст самому Фандорину, чья безупречность уже начинает надоедать. При всех предпосылках, Ахимаса сложно рассматривать как брутального героя-романтика, все-таки по большей части это человек без моральных принципов (причину отсутствия которых нам будет вполне доступно объяснено), хладнокровную жестокость которого затмевает, пожалуй, только его самолюбие. Да, он берется за гнусные и опасные дела, вроде как искушаясь на огромные вознаграждения, но ведь удовольствие от жизни он находит во вкладывании этих денег в себя - ведь ввязался он в это дело с Соболевым, захотев не много не мало, а целый остров для своей персоны. Казалось бы, сколько человеку надо денег для счастья, чтобы он наконец успокоился? За весь опыт работы Ахимас накопил достаточно, чтобы уже в этой жизни палец о палец не ударить, но нет же, не удовлетворена душа, хочет большего. Можно романтично предположить, что таким образом Ахимас заполняет душевную пустоту, образовавшиеся после потери родителей, дяди, Евгении, ища счастье в богатстве, хотя мы то знаем, что красавица Ванда не случайно отзывается в сердце Ахимаса. И если б не перешел Ахимасу дорогу неуязвимый Фандорин, кто знает, может, этот абрек бы и остепенился? Хотя какая разница, по закону жанра, добро должно восторжествовать и заставить расплатиться за все совершенные преступления. Поэтому, чтобы не спойлерить концовку, обозначу только что она просто поразила своей неправдоподобностью, что, пожалуй, если б с радуги прибежали единороги и унесли Фандорина от опасности, выглядело куда б натуральнее.
Из приятных впечатлений, которые хочется отметить, это заигрывания в сюжете с древнегреческой мифологией. Безусловно, плюс очень спорный, на любителя, и мне как раз пришелся по душе. Эти не особо завуалированные маленькие аллюзии все-таки интересно разнообразят чтение, так как очень занимательно в каких-то мелочах узнавать ту или иную отсылку к "Илиаде". То Ахилл, возроптавший на богов, то сам бог-самодержавец, пославший роковую стрелу в слабое место героя, а то и вариация Троянского коня, так неловко разыгранная Фандориным в кабачке перед местными уголовниками. Увидеть легендарного героя Ахилла можно и не только в бесславно погибшем генерале, а и в самом Ахимасе - на это явно намекают и имена его родителей, и их происхождение, даже эпизод, когда Ахиллу пришлось скрываться, выдавая себя за девочку и быть разоблаченным, когда потянулся не к украшениям, а к боевому оружию, также не случаен.
В целом, также динамично и до конца держит интерес, как и предыдущие книги цикла.41718