Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

What's Bred in the Bone

Robertson Davies

  • Аватар пользователя
    Аноним27 апреля 2020 г.

    Я очень давно не читала две книги одного автора подряд. Несколько любимцев не в счёт, здесь свои правила. Но меня действительно нужно сильно заинтересовать и пробрать до тех самых костей, в которых многое заложено, чтобы я отложила все прочие варианты ради продолжения здесь и сейчас трилогии, которая и трилогией-то называется условно - второй роман уводит нас далеко в прошлое, чтобы рассказать о судьбе Фрэнсиса Корниша, смерть которого открывает роман первый. Конечно, я бы предпочла университетский роман любому другому и что-то более концентрированное, чем растянутое чуть ли не на столетие повествование. Но даже с учётом того, что я была несколько обманута в ожиданиях, чтение получилось практически на "отлично".

    Фрэнсис Корниш - странная личность из странной семьи. И, естественно, как и любая уважающая себя биография, рассказ начинается задолго до рождения главного героя. К тому же, не забываем про лейтмотив романа: "что в костях заложено, того из мяса не выбить". А не вполне обычное детство Фрэнсиса закладывает в него многое, если не всё - атмосфера семейный тайны и недосказанности, мелкие издевательства в школе, борьба между родственниками в попытках перетянуть душу мальчика в лоно католичества или протестантизма, дружба с кухаркой и бальзамировщиком, любовь к искусству, талант художника, оттачиваемый в мертвецкой (могли ли о таком мечтать средневековые художники?). Фрэнсис, даже будучи подростком, кажется очень цельной и глубокой личностью. Беда лишь в том, что такие редко находят своё счастье. Впрочем, и совсем уж несчастным Фрэнсиса не назовёшь - у него есть деньги, достаточные, чтобы жить в своё удовольствие, он встречает на своём пути людей, за которых воистину можно быть благодарным (и я сейчас не только о любви), в конечном счёте, он даже получает признание своего неординарного таланта, пусть и весьма необычным способом. Роман наполнен событиями, но географический охват от канадской глуши до немецких замков, от Лондона до Рима - это ничто по сравнению с глубиной внутренних поисков, погружённостью в свой мир, отличный от окружающего и мало ему созвучный. Что делать художнику, которого манит старина, который не может найти себя в современной живописи, зато, благодаря стараниям своего наставника, блестящего реставратора, всё больше окунается в мир поздней готики со всей её религиозной символикой?.. Нетрудно предугадать, куда этот талант чувствовать, понимать и подражать манере средневековых мастеров может завести. Роман читается со спокойным удовольствием, но именно страницы, посвящённые живописи, чудо как хороши. Первые пробы карандаша и любительские карикатуры, всматривание в альбомы и репродукции, смешивание красок и чистка кракелюров от пыли. Но самое прекрасное - это две картины, созданные Фрэнсисом. Особенно "Брак в Кане Галилейской" - квинтэссенция жизни самого Корниша. Дэвис пишет о живописи так красиво, метко и любовно, что хочется раскопать свои старые рисунки, найти акварельные карандаши и набросать хотя бы ветку хлопка, которая стоит возле монитора, хотя кого я обманываю - мои таланты рисовальщицы, увы, стремятся к нулю.

    Роман по духу очень близок "Мятежным ангелам" - здесь тот же психологизм, та же интеллигентная ирония, те же увлекательные повороты сюжета и детально прописанные второстепенные персонажи (как хороша тётушка Мэри-Бен, кроткая католичка, умело руководящая домом, как по-итальянски горяч и нетерпим мейстер Сарацини, как величественна, умна и практична графиня, наследница гордого "Ты погибнешь прежде, чем я погибну"). При этом второй роман показался мне немного мягче, камернее по настроению. Роман чрезвычайно хорош. И, похоже, грядёт знакомство с заключительной частью трилогии.

    28
    878