Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

La peste

Albert Camus

  • Аватар пользователя
    AleksandraKolos27 апреля 2020 г.

    Скоро рассвет, выхода нет

    К счастью, я уже успела переболеть французским литературным экзистенциализмом и теперь могу позволить себе смотреть на Камю сквозь призму своего "иммунитета".
    Что же мы видим в этом романе? События, механизмы психических реакций, движения душ людей, запертых в своем городе, застигнутых врасплох эпидемией, страдающих, болеющих, умирающих, разделенных с любимыми, всё это жизненно. Но какие мысли насквозь пронизывают эту канву трагических событий? Что существует зло. Что зло жестоко, ужасно и независимо от человека и его воли. Что зло бессмысленно. И вот в этом последнем пункте вся и загвоздка. Единственный человек во всем сюжете, который пытается придать происходящему хоть какой-то смысл - это отец Панлю. Причем эти его попытки поданы совсем уж гротескно, карикатурно, и сам персонаж, их провозгласивший, конечно же в итоге разочаровывается в своих идеях. В определенный момент уже стираются границы между идеями добра и зла, нивелируется даже сама ценность жизни. И что страшно, с таким подходом очень просто согласиться, поддаться ему. Потому что это абсолютно логично, рационально, это выводы, которые напрашиваются, когда смотришь на рафинированное, оторванное от самой жизни зло. Но ведь есть в человеке нечто большее, чем логика. Как может согласиться с этим непроглядным мраком человек, который читал Достоевского? А что бы подумал Чехов, с его тонким восхищением жизнью, прочти он Чуму? А если бы Сервантес услышал рассуждения доктора Рие о том, что



    Не так уж велика заслуга тех, кто самоотверженно взялся за организацию санитарных дружин, они твердо знали, что ничего иного сделать нельзя, и, напротив, было бы непостижимым, если бы они не взялись...
    И это очень хорошо. Но ведь никому же не придет в голову хвалить учителя, который учит, что дважды два – четыре.

    Вот почему мне ближе книги, где есть место героизму, красоте, духовному росту, в конце-то концов. Потому что Камю всё-таки больше о деградации. Причем бессмысленной и неизбежной.

    4
    348