Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Выбор Софи

Уильям Стайрон

  • Аватар пользователя
    Аноним25 апреля 2020 г.

    "Выбор Софи" Уильяма Стайрона, как сказано в аннотации, это книга о жизни молодой польки Софи Завистовской, чудом выжившей в Освенциме, после войны. Однако, мне кажется, это очень упрощенное описание совершенно замечательной, очень грустной и глубокой книги. Вся жизнь Софи это история о том, как трудно нести на плечах чувство вины и пытаться с ним уживаться. При этом нужно отдать должное автору, он не убивает читателя своим повествованием каждую страницу, более того, он потрясающе играет на контрастах. Я даже не могу сказать, что эта книга изначально несет в себе налет трагедии. Да, есть намеки, какие-то полутона, но поначалу в романе много юности, влюбленности, даже есть надежда. Но постепенно Стайрон погружает нас в тьму, состоящую из воспоминаний, болей и зависимостей своих персонажей. В "Выборе Софи" не так много физического насилия, как в иных произведениях о нацистах, но и психологических испытаний его героям хватает с лихвой. А уж тот самый выбор, тайна которого таится в названии романа, и вовсе может свести с ума своей кошмарной сущностью даже самого устойчивого человека. И вот ты уже читаешь и понимаешь, что жизнь Софи это и не жизнь вовсе, а каждодневные тщетные попытки пережить собственное заключение, которое не кончилось для нее и по сей день.
    И еще. Прочитав роман я сделала то, чего не делаю почти никогда. Я в этот же день посмотрела фильм. Экранизации часто меня разочаровывают, но здесь режиссеру удалось очень удачно подобрать те фрагменты большого во всех смыслах романа, которые он положил в основу своего детища. Понятно, что вместить все это была задача неосуществимая, удалось показать главное. В итоге сложился очень удачный фильм и потрясающая Софи в исполнении великой актрисы Мерил Стрип, которая, к слову сказать, получила за эту роль своего второго Оскара.
    Закончить свой отзыв я бы хотела диалогом, который в конце приводит герой романа, от лица которого ведется повествование, и в котором Стайрон, вне всякого сомнения, видит черты самого себя:

    • Где в Аушвице был бог?
    • А где был человек?

      Пусть люди всегда остаются людьми...

    2
    570