Рецензия на книгу
Повелитель мух
Уильям Голдинг
Аноним20 января 2012 г.Запись на полях: Повелитель мух — пер. с древнеевр. имени Ваал-зебуб - божество филистимлян. В христианстве олицетворение Вельзевула — "властитель ада", олицетворение зла.
Предисловие: "В 1953 году Уильям Голдинг, будущий Нобелевский лауреат, а тогда еще преподаватель английского языка и философии в городе Солсбери, спросил у своей жены Энн, как бы она отнеслась к тому, если бы он написал книгу о мальчиках на необитаемом острове и о том, что они там натворили. Миссис Голдинг одобрила эту идею. Так в 1954 году появился на свет один из самых значительных романов XX века «Повелитель мух»"
Сюжет книги известен похоже уже на весь мир. Но вкратце: история английских мальчиков из благопристойных семей, что в результате катастрофы попадают на необитаемый остров.
Еще на примере Робинзона Крузо мы привыкли читать, что человек даже на необитаемом острове остается внутри Человеком - способным бороться, не подчинятся обстоятельствам, выживать и главное, сохранять свою духовную сущность. Также, надо заметить, первую предпосылку - с начала 19 века Великобритания в литературе (про остальные виды искусства промолчу) культивировалась как морально воспитанная и строго выдержанная держава, которая, мало того, что сможет выстоять в тяжелых ситуациях, а еще и помочь\склонить на свою сторону\поддержать более слабых. К чему я это? Кто ознакамливался с дополнительной литературой по Голдингу, знает, что "Повелитель мух" задумывался как "кривое зеркало" "Кораллового острова" Роберта М. Баллантайна.Непосредственно к "Повелителю Мух".
Вы заметили, хоть главные герои дети, что это не детский роман совершенно. Боюсь, ребенку этим можно даже психику попортить. Значит взрослый роман, но опять же, кто искал философию, она на поверхности: зло есть любом и каждом, в независимости от нашего возраста/воспитания/нации/среды обитания/моральных принципов и т.д., список длинный. Приятно сделать также обратный вывод, что и хорошее непременно присутствует даже в самых "темных" душах.
Воспринимается книга по началу тяжело, потому что трудно настроится на жанр, и не знаешь, чего ждать - вроде сюжет ведет к трагедии, а выглядит пока как обычная приключенческая история. И присутствие маленьких детей расслабляет. Хотя логически уже понимаешь, к чему дело идет, и все же стараешься отбросить эту мысль.
До первой крови сущность цивилизованного человека уступает дикарскому инстинкту. Поначалу это захватывающая игра в племя дикарей, которая от безнаказанности за совершаемые поступки приобретает серьезные последствия. Сначала, игривый шаг к убийству животного, а за ним рукой подать до настоящего убийства человека. Безконтролье взрослых поощряет постепенно терять человеческое обличье, забывать сложившуюся в цивилизованном обществе систему ценностей.И я совершенно не согласна с отзывами, в которых говорится, что характеры героев "неестественные-плоские-примитивные-мертвые-ненастоящие и т.д.", если сказать мягко. Характер каждого героя, психологический антипод другого, в распрях которых происходит противостояние, анализ автора, кто же все же сильнее и кто в критической ситуации таки возьмет верх.
«И вы вообразили, будто меня можно выследить, убить? — сказала голова. Несколько мгновений лес и все другие смутно угадываемые места в ответ сотрясались от мерзкого хохота. — Но ты же знал, правда? Что я — часть тебя самого? Неотделимая часть! Что это из-за меня ничего у вас не вышло?»Боитесь, дети, Зверя? Бойтесь, от него не куда не деться... он внутри вас.
Наверное, знающие кто такой Повелитель мух, сразу и догадались чем закончится роман. Мальчики, "чистые души", попали в "ад", во власть острова. Хотя, опять же, надо оговориться, что настоящий ад все же они привезли с собой и устроили сами. Говорят, дети могут видеть то, что уже не могут видеть взрослые - самые маленькие и увидели это Зло в первые ночи на острове.
Взрослые могут проанализировать, остановить себя, одернуть, если надо. Дети без присмотра становятся неуправляемыми. Дети искренние, но дети максималисты и дети порой очень жестоки. Искать логику в их поступках глупо, ведь это дети, опьяненные свободой, им от трех до четырнадцати, они одичали, и инстинкты взяли свое. У большинства из них еще не логическое, а конкретное мышление - для достижения своих целей в соперничестве, мальчикам все средства хороши и даже самые жестокие методы для них не предел, а естественное положение вещей. Но они не отдают себе отчета, что их жестокость была сознательным поступком.
Какое облегчение в конце, тогда я, подобно Ральфу, хотела схватить за колени прибывшего на спасение морского офицера, чтобы он, наконец, остановил это безумие! Но его появление на острове сначала для меня было нереальной фантастикой в романе, так как я, как и Ральф, была уверена, что надежды уже нет.Книга тяжелая и, согласитесь, депрессивная. Оставляет жгучий осадок, беспокойство и множество мыслей. Ощущение, как от медленной инъекции адреналина внутривенно. Но, тем не менее, книга заставляет сделать выводы - жестокость не выход, власть не счастье, бегство не спасение, бездействие - это потерянное время. Это одна из лучших книг, которые я читала, вряд ли решусь перечитать, так как боюсь все это почувствовать снова.
P.S.: Дочитала книгу в 2.30 ночи и со спокойной душой легла спать. Но уснуть больше не смогла, как и не смогла объяснить себе, почему, я, взрослый человек, находясь в безопасности, так боюсь этой темноты. Видела ли я, как ребенок, это в комнате? Нет, я знала что никого точно нет. И тем не менее, я уснула только когда был включен светильник на всю ночь.
38203