Рецензия на книгу
Пост
Дмитрий Глуховский
Leoben22 апреля 2020 г.Беги! Страх! Мне не больно! Страх!
«Я помню вспышки света, белый силуэт,
И пепел на заброшенных оконных рамах;
И телевизор больше не покажет бред,
Не вещают радиоканалы.Я жду тебя здесь сотни лет -
Среди полей протоптанных ногами,
Храня возле левой груди портрет затёртый -
Молодой, любимой Мамы»
Тима Белорусских «Пост»В интервью Дмитрий Глуховский отмечал, что дважды попадал в пульс времени:
- С книгой «Метро 2033», когда тема утерянного величия, ностальгии по бывшей империи и жизнь на ее осколках, буквально витали в воздухе;
- С романом «Текст», когда предугадал течение времени с историей о подброшенных наркотиках, делом Ивана Голунова и всей поднявшейся, по этому поводу, шумихой;
По всей видимости, «Пост» - это третий подобный случай!
Что из себя представляет книга? Прежде всего, это эксперимент с формой. Роман задумывался как сценарий, но, со слов автора, в нашей стране подобную тему точно не экранизируют. Ввиду, чего Глуховский переработал текст произведения под адиоформат, а именно под модный на западе «аудио сериал». Т.е. книга разбита не на привычные нам главы, а на эпизоды, каждый из которых разделен на неравные по объему части. Сделано это по тому, что повествование ведется от разных персонажей, каждая часть – это взгляд того или иного героя. Подобный формат предает кинематографичность повествованию, создается впечатление, как будто камера переключается от сцены к сцене. Каждый эпизод, как серия в сериале, да еще и непременно заканчивается клиффхэнгером. Всё вышеперечисленное заявлялось автором и сервисом, через который распространяется произведение.
Получилось ли воплотить задуманное? Однозначно – да! Как человек осваивающий 98% книг именно в аудиоформате, отмечу – работа грандиозная! Дмитрий Глуховский сам озвучил роман, и сделал это необычайно талантливо. Каждый персонаж звучит по-особенному. В процессе прослушивания, сразу понимаешь от чьего лица сейчас идет повествование, у всех своя интонация, манера, черты, сленг. Конечно, кому как не автору знать как именно должен говорить тот или иной персонаж, но по моему скромному опыту, далеко не все так могут. Что авторы читающие собственные произведения, что профессиональные чтецы, с таким высоким уровнем я еще не сталкивался! Это было восхитительно!
Касаемо сюжета, наверняка многие скажут – это просто еще одна часть метро… Но это не совсем так. Да, тематика схожа – постапокалипсис, да в результате войны, да опять токсичное оружие, отравившее землю. Но это, всё же, разные вселенные, пусть и похожие. Во-первых: дело происходит на поверхности. Во-вторых: это не Москва, а разрушенная окраина Ярославля. Москва, кстати, не уничтожена, а вполне себе цела, жива и не собирается умирать. В-третьих, фокус повествования смещен с темы войны и ее причин, которая (по некоторым признакам) была гражданской, на ее далекие последствия.
Война была давно, Волга токсична и отравлена, идут кислотные дожди, ничего не растет, выражаясь языком главного героя – «ну и ок…». Никто там не задается вопросами о будущем, никто (кроме прибывших «москвичей») не разглагольствует о судьбе России. Всех куда больше волнует вопрос — где взять тушенку, чтобы не протянуть ноги с голоду. А что там нынче строят: Империю, Федерацию, Рейх – всем до лампочки. Главная мысль «Метро 2033» - для выживания нужна идея. В противовес этому тезису, в романе прописана арка с пришлым монахом, чьи идеи отравляют все вокруг заставляя вращаться все по совсем другим, орбитам. Сохранившее трезвость ума, не впавшие в умаленство, естественно оказываются правы. Но все отнюдь не так однозначно, к концу, я даже начал сопереживать монаху.У каждого своя правда, все хотят понятных вещей (в заданных реалиях конечно же). Это очень сложный, как по мне, момент прописать абсолютно разных героев, каждого со своей правдой. При том, что ты понимаешь почему каждый из них поступил именно так. Более того, автор сумел вывести историю на какой-то совершенно крышесносный уровень, заканчивающеюся абсолютным катарсисом!
Пару слов о персонажах. Благодаря озвучке, о которой я уже говорил, каждый персонаж получил неповторимую индивидуальность. Будь то Палкан, или его жена, мать Егора, или Мишель, ну и конечно сам Егор. Как точно автор отметил манеру разговора подростка, за время прослушивания ты прикипаешь к каждому из персонажей. Даже бабка Мишель получилась уникальной в своем роде!
Подводя итог. Перед нами прекрасный представитель жанра. Однозначно заслуживающий внимания. Для любителей аудиокниг – обязательно к прослушиванию! Не в моих правилах, поддаваться конъектуре, но если хотите прочувствовать книгу от и до – слушайте сейчас (весна 2020, разгар эпидемии COVID-19). Более «удачного» момента (надеюсь) не представится!4469