Рецензия на книгу
Тайные виды на гору Фудзи
Виктор Пелевин
Аноним21 апреля 2020 г.Не жили как Будда — нех*й начинать
Он так сказал, и молвил достоверно:
"Родившись так, родился Будда здесь.
За сим — уж больше новых нет рождений.
Теперь рожден я только этот раз,
Дабы спасти весь мир своим рожденьем".Начнем с кратчайшей истории буддизма. Я не Ной Харарри, но и вы не монахи из Бирмы, так что не подумайте, что мы с вами тут займемся религиоведением. Скорее, подобно пьяным туристам в Эрмитаже, пробежим мимо эстетов, разглядывающих полотна Рембрандта, с воплями "Пошли на хй, черти!".
Итак, жил на свете Сиддхартха Гаутама и всё было у него - богатство, власть и индийские морковки. Наслаждался принц своей жизнью по полной программе, но скоро он, как и любой гедонист-интеллектуал в наше время, пресытился всем этим, сильно загрустил и поймал неиллюзорный экзистенциальный кризис, так как в то время на территории нынешней Индии и Непала были популярными упанишады, учившие об Атмане и о спасении после смерти (растворении в Брахмане). А потому, что слияние с Брахманом сулили только после финала и далеко не всем, молодой принц решил найти выход раньше и, как пишет Ашвагхоша, "спасти весь мир своим рожденьем". И вот, после суровой аскезы и испытаний Мары в пустыне, стал Гаутама Буддой - пробудившимся (а вы думали, Нео - первый избранный?), познавшим суть всего и достигшим ниббаны. А ниббана при детальном разборе (на худой конец, хотя бы посмотрите перевод с санскрита) — ни что иное, как преждевременное растворение личности в Брахмане, или как Олегович написал в своей книге "вас уже не будет. Будут ментальные состояния, сменяющие друг друга. ... Но собственника ни у этих мыслей, ни у вашей яхты после этого не будет уже никогда…" И кого, спрашивается, ты спас, Сиддхартха? Примерно с такими мыслями и культурным бэкграундом я начал читать "Фудзи", поэтому сюжет ничем особо не удивил.
3 русских бизнесмена, Федя, Ринат и Юра, пресытившись материальными благами, решили поискать духовных постижений и нашли, ведь по закону рынка спрос рождает предложение. Стартапер Демиан рассказывает им про свою лучшую технологию - эмо-пантограф, позволяющий передать чувства буддийских монахов, практикующих джаны - медитативные состояния, с помощью которых можно испытать самые высокие доступные человеку наслаждение и счастье. Настолько высокие, что рядом с ними все известные чувственные аттракционы кажутся омерзительно-грубыми и никчемными. Бизнесмены с головой окунаются в джаны и неожиданно краем глаза замечают нирвану. Казалось бы, что больше ничего и не нужно, но монахи внезапно возвращаются в Бирму, и счастье заканчивается. Остаются одни невыносимые духовные инсайты, раскрывающие бессмысленность бытия. И если монахи защищены от страданий джанами, Федя и друзья демонстрируют нам яркий пример поражения на духовном пути. Из всего этого Пелевин выводит однозначную и простую мораль.
Пожалуй, это самая прямолинейная книга о буддизме, и если раньше автор пытался объяснить его суть через подтексты, то здесь он, как монахи из книги, ведет тебя по джанам, только использует вместо эмо-пантографа текст. И многие, будучи гедонистами по природе (я особенно), подобно простачку Феде подходят к краю нибанны, так сказать, заглядывают в замочную скважину. Далее автор дает инструкцию, как вернуться назад и намекает, мол, не жили как Будда — нехй начинать. И тебе, чтобы вернуться, не нужен кокаин и отдельная вилла, ты же книгу прочитал все-таки, а не монаха себе выписал из Бирмы.
В середине романа я уже было обрадовался, что Олегович вернулся, но ближе к концу понял, что вместо атмосферной, олдовой, родной и такой любимой пелевенщины я получил безупречно выполненную работу над ошибками, которую автор провел после провальной "Лампы Мафусаила" и неудавшейся "iPhuck 10". И даже линия со стебом феминисток, при чтении которой шовинистическая свинья во мне довольно похрюкивала от восторга, не смогла исправить ситуацию. Дискурс был заменен нарративом, а гульфики хештегом #metoo. Ничего нового, холодный расчет по идеально выверенной формуле со вставками образов амазонок из эллинской мифологии и отрывков из буддийской теории джан для объёма текста, но почитать разок можно.8633