Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Имя розы

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    Аноним20 апреля 2020 г.

    Не так-то просто написать рецензию на такое сложное и многогранное произведение. Прежде всего, беря в руки книгу, я знала о том, что в основе сюжета лежит, своего рода, детективное расследование - в бенедиктикском аббатстве произошло убийство монаха, а главный герой, францисканец Вильгельм и его ученик Аддсон должны расследовать это происшествие.
    В ходе чтения (в общем-то, почти сразу) выяснилось, что суть не в этом. То есть в этом тоже, но порой, и очень часто на протяжении книги, об этом забываешь. Мало того, что структура истории-расследования сама по себе сложна, нужно много чего держать в голове - персонажей, с длинными и непривычными средневековыми именами, их длинные витиеватые речи, то, что они сказали - и то, что они имели в виду (а для средневекового человека разница может быть колоссальной). Помимо же этого всего в романе довольно подробно и многословно представлена политическая повестка тех времён - большое количество религиозных организаций, ответвлений основных направлений христианства, а то и вовсе еретических сект, которых великое множество. К счастью, повествование ведётся от лица ученика, Аддсона, и он не раз задаёт учителю - Вильгельму, вопросы которые у меня, как у читателя не слишком погружённого в эпоху и мало знающего политическую повестку тех времён, тоже появлялись в голове.
    Здесь и инквизиторы, и кардиналы, папские легаты и люди короля. Каждый принадлежит к какой-то определённой группе, но мысли, транслируемые ими, могут не соответствовать общему направлению этой группы. Во всём этом чертовски интересно копаться и размышлять над этим. Пытаться правильно истолковать слова того или иного персонажа, принимая во внимание его положение в этом обществе, взаимоотношения с другими персонажами, и характер.
    Мой любимец, разумеется, Вильгельм. Представитель, можно сказать, "нового" течения мысли в консервативном мирке монахов-бенедиктинцев. Было очень весело читать о том, как монахи с любопытством обсуждали "удивительную машину", которую он цеплял себе на нос, чтобы лучше видеть тексты, или как Вильгельм с Аддсоном обсуждали о возможности конструирования компаса. За 670 страниц романа Вильгельм стал для меня как живой, как близкий друг и учитель.
    Во многом при прочтении романа мне помогло уже некоторое знание творчества Эко, в особенности, книга «Искусство и красота в средневековой эстетике» Умберто Эко . Достаточно подробно там изложены мысли, которые в "Имя розы" проскальзывают между строк, вплетаясь между сюжетными линиями. Так же не лишним было прочтение «Страдающее Средневековье» , где подробно описываются маргиналии, их значимость и вообще история их появления. А маргиналии и тема "высмеивания" вообще имеют очень важную роль в этом романе.
    Книга будет очень интересна тем, кто погружен в средневековую эпоху, обладает знаниями по этой теме и не вынужден лезть в википедию, чтобы узнать о том, например, кто такой Бернар Ги. Остальным же (хотя мне и трудно в это искренне поверить) роман может показаться скучным. Но исключительно из-за недостатка знаний по этой теме, ибо слог, сюжетная линия, персонажи - всё здесь прекрасно и стоит ровно на своих местах. После прочтения научно-публицистических и художественных работ Эко, это для меня совсем не новость :) Очень рада, что, наконец-то, добралась до этой культовой книги.

    6
    387