Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Четыре сезона

Стивен Кинг

  • Аватар пользователя
    rezvaya_books20 апреля 2020 г.

    Сборник "Четыре сезона", впервые вышедший в 1982 году, включает в себя 4 повести: "Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка", "Способный ученик", "Тело" и "Метод дыхания". Каждая из повестей соотносится со временем года - весна, лето, осень, зима. Но есть интересный момент: по английски сборник называется "Different seasons", и в этом есть определенный смысл, при переводе утрачиваемый. Дело в том, что Кинг написал этот сборник, чтобы избавиться от ярлыка "писателя ужасов", то есть доказать, что он может писать "о другом", "по-другому". Например, я раньше к Кингу так и относилась - как к автору ужастиков. Но, чем больше я читаю его произведений, тем больше убеждаюсь, что Кинг всегда пишет гораздо о большем, чем кровь, мясо и кишки. Его задача не напугать, а заглянуть в потаенные уголки человеческого естества, порой в очень темные, но вполне реальные и знакомые многим из нас.

    Действительно, этот сборник - не книга ужасов. В нем собраны очень человечные повести: о надеждах, о детстве и взрослении, о дружбе, о страхах и кошмарах, которые ежедневно рядом с нами.

    "Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка" - эта история знакома мне уже давно благодаря замечтельному фильму "Побег из Шоушенка". Провалившаяся в прокате на момент выхода, эта картина в результате возглавляет большинство списков лучших фильмов всех времен и народов. И не зря. История, рассказанная Кингом, повествует о невероятной надежде и поразительной силе духа, способной (в буквальном смысле) преодолеть любые, даже самые высокие и толстые стены, на пути к свободе и к жизни. Есть люди, которых не сломить ни тюрьмой, ни несправедливым судом, ни унижениями и жестокостью. Своей стойкостью такие люди дают надежду и силу другим, кто готов сломаться под грузом куда меньших проблем. Именно таким человеком был Энди Дюфресн. Несмотря на то, что эта повесть о тюрьме, она не вызывает тяжелых эмоций. Непокоренный характер Энди словно бы воздействует на читателя прямо страниц книги, заражая надеждой и упорством в достижении цели и оставляя светлое, трогательное чувство в конце. Поскольку я очень люблю экранизацию этой повести, то главные герои, конечно же, имели образы актеров фильма. )

    "Способный ученик" - яркий пример того, что не обязательно писать о монстрах, зомби, призраках и прочих чудовищах, чтобы заставить читателя содрогнуться от ужаса. Стивен Кинг умеет доказать это, как никто другой. Ведь в его книгах самое большое зло - сами люди. Перед нами милый американский подросток - Тодд Боуден. Отличник, спортсмен, комсомолец, как говорится, и просто красавец. Тодд идеальный сын, гордость родителей. Семьи с такими детьми изображают на рекламных проспектах различных товаров. Но что кроется за этой красивой картинкой и широкой белозубой улыбкой юного мальчика? Вы удивитесь, но за этим находится страсть к нацистским пыткам. Любознательный мальчик хочет знать все о том, как фашисты убивали евреев, какие газы использовали для их удушения, какие немыслимые зверства творили сторонники Гитлера. За этой информацией Тодд обращается к бывшему эсэсовцу. Ждать, что из этого знакомства получится что-либо хорошее не приходится... И, возвращаясь к вопросу ужасов, мало что более ужасно было создано и пережито людьми, чем фашизм.

    В связи с этим рассказом я вспомнила о сериале, который недавно посмотрела, - "Охотник за разумом" (очень рекомендую, кстати; сериал довольно мрачный, тяжелый, все в лучших традициях Финчера, но жутко интересный). В нем шла речь о работе новаторского отдела ФБР, составляющего психологические портреты серийных маньяков и убийц с целью последующего предотвращения подобных преступлений. Все преступники в сериале были из неблагополучных семей, чаще всего травмированные своими родителями. А вот "Способный ученик" Кинга - это случай без явных предпосылок к насилию. Почему мальчик, сын любящих и заботливых родителей, растет фашистом, испытывающим эрекцию при мыслях о пытках людей? Ведь сын Боуденов - самый умный и талантливый мальчик, настолько добрый и ответственный, что ему можно спокойно подарить винтовку на день рождения. Откуда родителям знать, что в конце концов она выстрелит? Никакой мистики и таинственности в рассказе, но от этого мальчика у меня просто по спине мурашки бежали.

    "Тело" - еще один рассказ, у которого имеется прекрасное экранное воплощение - фильм "Останься со мной". Четверо 12-летних мальчишек отправляются в поход, чтобы посмотреть на труп погибшего в несчастном случае мальчика, их ровесника. Несмотря на такую мрачную цель похода, этот рассказ самый теплый и солнечный в сборнике. Наверное, потому, что он о детстве. О том его периоде, когда ты еще сохраняешь ту самую непосредственность, искренне способен дружить и любить, легко забываешь плохое. Но при этом ты уже начинаешь понимать эту сложную и суровую жизнь. И это столкновение со смертью, пробуждение уважения к ней, понимание ее бесповоротности - еще один шаг в сторону зрелости и взросления. Необходимый опыт. Не знаю, чьи это слова, но очень давно я прочитала фразу, что детство заканчивается, когда осознаешь, что ты смертен. До сих пор я уверена в этом. А вообще, Кинг просто чудесно пишет о детях!

    "Метод дыхания" - самая мистическая и таинственная повесть сборника. Вместе с рассказчиком мы оказываемся в странном клубе, в котором несколько пожилых мужчин делятся историями из своей жизни. Иногда, перед Рождеством, истории самые что ни на есть сверхъестественные. Мне понравилась и рассказанная история о необъяснимом чуде (или ужасе) рождения младенца, и сама атмосфера этого странного клуба, уютного, но довольно жуткого. Про этот клуб очень хочется узнать подробности, хотя... может, некоторые вещи лучше не знать?

    Я рекомендую этот сборник всем, кто еще не читал его. Как и всегда, читается Кинг легко. Четыре повести дарят совершенно разные эмоции при прочтении, точно как и при смене времен года мы можем испытывать разные чувства.

    49
    451