Рецензия на книгу
Милый друг
Ги де Мопассан
white_bear00119 апреля 2020 г.Выкопай себе могилу или как глубоко может пасть человек ради жажды наживы!
В 1885 году мировая общественность была шокирована разоблачающим романом Ги де Мопассаном "Милый друг". История беспринципного и амбициозного Жоржа Дюруа, не гнушавшегося никакими средствами для достижения своих целей, не только срывала покровы благопристойности с высших слоев общества, но и заставляла взглянуть по-другому на понятие о "человечности". В XIX столетии мир был не готов к жестокому реализму, однако автора это не остановило... Не потому ли, что Мопассан знал, по какому пути пойдет падение человеческой натуры?..
Типичный выходец-неудачник Жорж Дюруа вынужден прозябать в нищете в Париже, служа в Северной железной дороге после увольнения из армии. Не добившись быстрого карьерного роста на военном поприще, Дюруа, как многие молодые люди его поколения, решает попытать счастья в Париже, где только неудачник может не добиться успеха. Но таким и предстает перед нами в романе главный герой - вечным неудачником, проклинающим свою судьбу, не способным ничего добиться самостоятельно. Все, чем он обладает - это красивой внешностью и изворотливостью, которая, если ее направить в нужном направлении, может дать многое... ОЧЕНЬ многое...
Однако, первоначально Жорж Дюруа не вызывает антипатию. Как и многие другие люди, главному герою не улыбнулась удача. Что ж, все надеются, что такой период - временное явление, которое скоро закончится. Жорж Дюруа увидел свой шанс вырваться в люди с помощью своего старого знакомого, заведующего отделом в видной газете "Французская жизнь" - и получил то, чего хотел: стабильный заработок, нормальную жизнь и процветание. Кто будет осуждать его за это? Однако, Мопассан в своем романе хотел показать не столько способ процветания, сколько глубину падения личности ради достижения своих целей. Выражаясь современным языком, насколько сильно могут испортить деньги человека? И на что готов пойти этот человек ради материальных благ?
Любое падение начинается с малого. Мы сами даже не замечаем, когда оно происходит. Небольшая прихоть, душевная слабость - разве это так страшно и может кому-то навредить, кроме самих себя? Самое глубокое заблуждение - и вот уже дана отправная точка для целенаправленного уничтожения личности. На примере Дюруа, Мопассан красноречиво дал понять, к чему может привести такая прихоть. Впрочем, таких прихотей у главного героя было две - слабость к женщинам и страсть к деньгам. Причем, последняя могла с легкостью попрать первую - если цель оправдывает средства. И, как оказалось позже, никакие нравственные устои и личностные качества, не смогли переубедить пресловутого альфонса в этом!
Именно при таком ярком контрасте, как беспринципность любвеобильного мужчины и слабость наивных женщин позволило Мопассану создать незабываемый литературный образ, не раз использовавшийся в дальнейшем в литературе. Дюруа своими чертами характера и внешностью так сильно напоминавший Дориана Грея, с одной стороны, и Мориса Свифта своей жаждой к наживе, с другой, нельзя сравнивать со своими дальнейшими литературными воплощениями. Не только потому, что герой романа "Милый друг" растоптал все законы морали и приличия, но и потому, что не испытывал при этом никаких угрызений совести, считая себя жертвой обстоятельств.
Однако, жертвами обстоятельств в романе можно назвать кого угодно, только не Жоржа Дюруа. Настоящие жертвы - это женщины, окружавшие альфонса на протяжении всей книги. Беспечная Клотильда де Марель, ставшая первой любовницей в высшем обществе Парижа малоизвестного журналиста, стала первой пешкой в большой игре за наживой своего бесценного Жоржа. Красивая и своенравная, она привлекала Дюруа не только как объект вожделения, но и как женщина, способная своими связями возвести своего любовника по лестнице к высшим слоям общества. Из всех женских образов, созданных в романе Мопассаном, его "возлюбленной Кло" наиболее внушает уважение и сострадание, так как только она благодаря силе своего характера могла дать отпор бесстыдной политике Дюруа.
К сожалению, все остальные женщины романа "Милый друг" лишены автором права быть соперниками своему возлюбленному. Мадлена Форестье - это независимая и гордая женщина, изначально расставившая жизненные и семейные приоритеты, при большой угрозе отказывается бороться за свои законные супружеские права, выбрав в качестве расплаты лишь слабые злокозненные попытки возвращения своего независимого статуса. Пожалуй, для читателя, эта женщина становится самым большим разочарованием, так как от нее, кукловода по натуре, никак нельзя ожидать "белого флага капитуляции" даже если первая серьезная битва осталось проигранной... Виржиния Вальтер, женщина, привыкшая контролировать свое поведение и эмоции, так как от ее репутации и репутации семьи зависит слишком многое в политической жизни Парижа, внезапно становится игривой и легкомысленной светской львицей на склоне лет, когда чары Дюруа околдовывают ее. И, разумеется, Сюзанна, эта наивная куколка с многомиллионным приданым, первый раз в жизни влюбившаяся в своего "милого друга", такого привлекательного и галантного. Очарованная романтическим приключением, обещанным ее кавалером, она с легкостью соглашается на свою маленькую роль в большой политической игре, затеянной Дюруа...
В противоположность созданному в романе образу наивных и легкомысленных женщин, теряющих голову от страсти и дешевых развлечений, мужская половина романа тоже весьма запоминающаяся. Именно с яркого примера Шарля Форестье взяты основы алчности будущего графа Дю Руа де Кантель. Нечестный образ жизни Форестье, чье имя после станет нарицательным для успеха Жоржа, подал идею легкой наживы для последнего, черпающего дары общества со дна глубокого колодца бесчестия. Что ж тут удивительного в том, что когда источник безбедной жизни вычерпан до дна, Жорж воззрился на совершенно другой - еще более неиссякаемый?.. Таковым сначала предстает Ларош-Матье, блестящий политический деятель с большими связями, а затем и Вальтер, владелец газеты "Французская жизнь".
Жорж Дюруа предстает в романе не только как образец порочной человеческой натуры и общества, но и как метафорическое описание столетия, стоящего на пороге самых страшных мировых войн в истории. Если пристальнее вглядеться в строки романа Мопассана, в нем можно усмотреть попытки героя стать лучше: сначала он искреннее стесняется попыткам помочь обрести почву под ногами в качестве начинающего журналиста, затем - нагло прибегает к беспечным способам сохранить свое устойчивое положение в обществе, и лишь после - не считает зазорным решить проблему силовым методом. Все эти способы, только в политическом мировом масштабе рисуют перед нами картину последующих двух веков, где предостережение на примере одного человека стало угрозой всего мира.
Рисуя все стороны жизни высшего французского общества, Мопассан создал замечательную карикатуру своего времени: искрометную и комичную, трагичную, но в то же время такую реальную. Обрисовывая все пороки общества XIX века, он отчаянно взывал общественность не дать миазмам будущего отравить и без того неприглядную картину мира... Увы, как показало время, напрасно... Все то, от чего предостерегал писатель на страницах романа, написанного 135 лет назад, воплотилось в жизнь. Жажда наживы, столь безобразно проявляющаяся на примере Дюруа, сейчас уже навело новый сектор обстрела на современное общество. Безразличие к чувствам окружающих и брак по расчету, к сожалению, стали обычным явлением. Родственные корни притягивают гораздо меньше, зачатки которого можно усмотреть на примере Жоржа и своих родителей, ведь единственная благодарность, которой удостоились бедные рантье, породившие на свет такого сына, было 5 тысяч франков и приставка от местности, где он родился, стало тщеславной потребностью богатого отпрыска...
Все эти пороки, столь жестоко освященные в романе, сейчас пугают гораздо меньше, хотя их глубина укоренилась и давно поселилась в обществе XXI века. Мопассан, изначально понимая такое развитие событий, с помощью самого доступного способа, литературы, попытался дать предостережение истории. Но если другому талантливому писателю в своей области, Жюлю Верну, удалось донести свое послание - к счастью, благоприятное - до читателя, то постигла ли удача Ги де Мопассана?..
Мой ответ - да!
А как Вы думаете?..
4311