Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дюна

Фрэнк Херберт

  • Аватар пользователя
    Аноним17 апреля 2020 г.

    Тяжелые пески

    Роман мне кажется в определенной степени реалистичным. Маловероятно, что в далеком будущем люди образуют сверхразум, будут качать энергию со звёзд и перемещаться между вселенными силой мысли. Зато вполне возможно, что наступит новое Средневековье и новая феодальная раздробленность, что будет рабство, капитализм, формальные браки и безумные, многослойные интриги без конца и края.

    А посреди этого - повествование о Пауле Атрейдисе, что резко оказывается заброшен в гущу событий. Где-то я видела мнение, что это сущий Володя Ленин, обладающий немыслимыми достоинствами в начале и обретающий статус божества в конце. И... в каком-то смысле это правда. Но дело в том, что хорошему персонажу не обязательно становиться из «слабого» «сильным», или из «плохого» «хорошим». Надо, чтобы персонаж менялся. А Пауль меняется.

    В начале Пауль, в общем, подросток - хотя и необычный. Да, он вымуштрованный аристократ, он сверхчуткий, благодаря выучке матери, сверхпроницательный, сверхумный и сверхсильный. Но он всё же может ответить учителю на упрёк «Я нынче не в настроении». У него есть чувство юмора, любовь к родителям. А в конце в нём остается мало человеческого. Он Муад-Диб, фрименский Мессия. Его теперь волнует техника больше, чем люди. Он Пророк, он может приказать императору. Только один остается у него тёплый уголок - для Чани и, вероятно, для его матери Джессики.

    Мне очень полюбился образ Джессики. С одной стороны она действительно почти ведьма, что может драться лучше элиты Императорского войска, контролировать процессы в своём теле, проницательная на грани экстрасенсорики. Но с другой стороны она настоящий человек и прекрасная женщина. Она глубоко любит своего мужа и всех своих детей. Даже в конце Джессика ощущает в Пауле своего сына и тянется к нему.

    Книгу нелегко читать, напряжение колоссальное. То и дело что-нибудь происходит. Не успели герои сесть и выдохнуть - тут же начинается новый бой, преследование, большая баталия. Этому способствует и сам лор. Арракис, эта чудовищная пряная пустыня, где живут опасные черви, пугает. Пугает мрачный военизированный быт фрименов. Хотя большая часть фанатов, конечно, хотели бы там побывать, я бы воздержалась. Даже если бы меня обещали покатать на черве. Я бы лучше посмотрела на Каладан. Или отправилась на экскурсию к Бене Гессерит... хотя вряд ли они бы пускали к себе туристов.

    В книге есть только один недостаток - и, вероятно, это недостаток лишь для меня. Очень трудно следить за интригами, что постоянно плетутся. Это даже персонажи подтверждают:


    Коварство в коварстве внутри коварства

    Трудновато уловить, кто, против кого и какие злодейства замышляет. А если к этому примешиваются экономические соображения, то дела совсем путаются.
    Книга особенно ценна тем, что через эмоциональную встряску учит ответственно относится к ресурсам. Вокруг нас хоть и не пустыня, но необходимо закрывать кран, когда чистишь зубы.
    Но самое ценное - это литания страха.

    Я не должен бояться.
    Страх — убийца разума.
    Страх — это малая смерть, влекущая за собой полное уничтожение.
    Я встречусь лицом к лицу со своим страхом.
    Я позволю ему пройти через меня и сквозь меня.
    И когда он уйдет, я обращу внутренний взор на его путь;
    Там, где был страх, не будет ничего.
    Останусь лишь я.


    Экранизация Линча не идеальная, но она мне нравится. Атмосфера та же, что в книге. Жду фильма Вильнёва.

    7
    1,1K