Рецензия на книгу
Контрабас
Патрик Зюскинд
Ms_Luck16 апреля 2020 г.Хаос в мире музыки: поток сознания контрабасиста
Давно не читала ничего у Патрика Зюскинда, случайно наткнулась на эту одноактную пьесу, которая принесла ему известность, совершенно не зря.
Гёте говорил: Музыка столь высока, что ни один разум не может к ней приблизиться, и от нее исходит такое воздействие, которое покоряет все и которого никто не в состоянии избежать.О тексте
Это своеобразный монолог и поток сознания мужчины, который размышляет о великих композиторах, о музыкальных инструментах, да и о жизни в целом. Какой опыт может передать владелец контрабаса?
У меня когда-то был дядя, который постоянно болел и постоянно жаловался, что никто о нем не заботится. Точно такой же и контрабас. Когда к вам приходят гости, он тут же выползает на передний план. Все говорят только лишь о нем. Если вы хотите остаться наедине с женщиной, он стоит тут же и за всем наблюдает. Вы хотите интима — он подглядывает. Вас никогда не покидает чувство, что он развлекается, что акт он превращает в посмешище.О герое
Главный герой – 35-летний немецкий контрабасист, член Государственного Оркестра, который осмысливает свою жизнь через призму музыки. Автор не даёт своему персонажу даже имени, поскольку подобная история и мысли могут быть созвучны мировосприятию многих людей. Наш немец сдержан, нерешителен, но при этом в его душе происходит явная буря чувств: от негодования, сожаления, ненависти до любви и восхищения.
И поэтому я говорю, что оркестр — это отображение человеческого общества. Потому что здесь, как и там, те, кто безоговорочно выполняет самую дерьмовую работу, сверху донизу презираются всеми остальными.Особенности пьесы
По своей атмосфере очень напоминает рассказ Томаса Пинчона «Энтропия». Оно многограннее, чем я могла себе представить. Контрабас становится почти одушевлённым существом. Как раз в духе постмодернизма. Заинтересовали и отступления из истории музыки. Здесь есть и ирония по отношению к знаменитым исполнителям.
Наши классики, сами по себе, были в каждом конкретном случае порядочными людьми. Шуберт не смог бы обидеть даже мухи, а Моцарт бывал иногда, правда, несколько грубоват, но, с другой стороны, был чрезвычайно впечатлительным человеком и совершенно неспособным на насилие. И Бетховен тоже. Несмотря на свои приступы бешенства. Бетховен, например, разбил множество пианин. Но ни разу — контрабас, в этом нужно отдать ему должное.Плюс ко всему оценка других людей по тем инструментам, на которых они играют, и такие вопросы, как социальное неравенство, роль женщины и справедливость в современном обществе.
И еще Диттерсдорф — Боже мой, в то время люди были вынуждены писать подобное, приказ сверху. Он написал безумно много, Моцарт по сравнению с ним дерьмо, более ста симфоний, тридцать опер, целая куча фортепианных сонат и другой подобной мелочи, и тридцать пять сольных концертов, среди которых один для контрабаса.А ещё есть тема любви и сексуальности, много чувственных высказываний.
В пьесе встречается неповторимый юмор и едкий сарказм.
Есть специфическая терминология, отсылки к определённым композициям. Для особых ценителей и тех, кто хочет полностью погрузиться в мир пьесы, оставляю список. Сразу видно музыкальное образование Патрика Зюскинда и его эрудированность в подобных вопросах. Может вы найдёте для себя что-то новое. Я точно нашла целый кладезь классиков.Шуберт, «Фореллен Квинтет, 1 часть», «Неоконченная симфония № 8 си минор»
Бах, «Кантата «152» ( "Вступай на правый веры путь")
Моцарт, увертюра к опере «Свадьба Фигаро»; «Менуэт», «Заида» K344(неоконченная опера);
Диттерсдорф, «Концерт для контрабаса с оркестром ми мажор»;
Фортепианные концерты Чайковского;
Шуман «Четвёртая симфония»;
Верди опера «Дон Карлос», опера «Риголетто»;
Вагнер опера «Тристан и Изольда», увертюра к опере «Валькирия»;
Бетховен «Шестая симфония»;
Берлиоз «Te deum»;
Брамс «Симфония №2 ре мажор»;
Сен-Санс «Маскарад зверей: Слон»;
Штраус опера «Саломея».Отдельно хочется отметить обширнейший
Бетховен, Шуберт, Шуман, Вебер, Шопен, Вагнер, Штраус, Леонкавалло, Брамс, Верди, Чайковский, Барток, Стравинский, Моцарт, Мендельсон, Фуртвенглер, Шперген, Драгонетти, Боттесини, Зимандль, Кукссевицки, Ванхаль, Гейер, Гайдн, Глюк, Керубини, Бах, Сен-Санс, Хоффмайстер, Клозе, Диттерсдорф, Менухин, Берлиоз.Патрик Зюскинд будто бы играет со струнами души, герой часто противоречит себе, рассуждая с любовью и ненавистью о контрабасе, репетициях, заработке и жизни, в которой не всё так, как бы хотелось.
Но у меня обостренное чувство справедливости, а многое в музыке совершенно несправедливо. Солиста забрасывают аплодисментами, зрители сегодня считают наказанием, если им нельзя хлопать столько, сколько они хотят; овациями засыпают дирижера: дирижер минимум дважды пожимает руку капельмейстеру; иногда со своих мест поднимается весь оркестр… Контрабасист даже не может как следует встать. Как контрабасист — извините за выражение — вы с любой точки зрения последнее дерьмо!Тем не менее, из-за неустранимости внутреннего конфликта, музыкант не может переступить через себя, решиться на отчаянный шаг.
Итог
В тексте есть своя изюминка. Понравилось. Это было занятно, слог автора вызывает восхищение. Нашла для себя новых композиторов и красивые мелодии. Посоветую ценителям искусства, музыкантам, тем, кого не смущают приёмы постмодернизма, поток сознания, отсутствие динамики. Встречается сходство с реалиями современного общества. Для чтения нужно особое состояние, пьеса не для любого настроения.
Потому что музыка — это человеческое. По другую сторону от политики и современной истории. Нечто общечеловеческое, сказал бы я, слившийся с человеческой душой и человеческим духом постоянный элемент.32648