Рецензия на книгу
The Winter of the Witch
Кэтрин Арден
Аноним12 апреля 2020 г.Из всей трилогии это самая захватывающая и интересная книга, хотя в целом серия про Василису и Морозко получилась отличной. Первые две книги я читала в русском переводе, но теперь думаю как-нибудь перечитать в оригинале, потому что на английском текст прямо-таки дышит русскостью, которая при чтении в переводе теряется. Чего стоят наши старые добрые поговорки, которые в английском изложении смотрятся очень необычно: "Morning is wiser than evening", "The more one knows, the sooner one grows old" - ну прелесть же.
Динамика и развитие сюжета подхватывают с первой главы и увлекают за собой так, что прерывать чтение совсем не хочется, и воображение рисует все эти картины: полусожженная Москва, толпа обозленных людей у ворот, долгое странствие в зимнем лесу, заброшенная избушка, волшебное озеро, огненная лошадь... Василиса, едва не погибнув на костре и потеряв любимого коня Соловья, перемещается в иное измерение. Злобный брат Морозко, Медведь, которого в первой книге сковали и остановили, помешав ему творить зло, теперь на свободе, а Морозко неизвестно где, и чтобы спасти Русь Василиса должна отыскать его на полуночных дорогах в волшебном лесу, где нельзя спать, иначе проснешься в другом месте в другое время. Ей помогают волшебная лошадь Пожар, которую Василиса в прошлой книге освободила от золотой упряжи, и лесовичок Дед Гриб. В этом лесу Василиса встречает много разных "чертей": водяного, болотника, лешего, и даже бабу Ягу, которая разводит волшебных лошадей и приходится Васе прабабушкой - загадочная бабка Тамара таки ее дочь, которую баба Яга считает предательницей.
Василисе удается найти Морозко, который пребывает в очень странной тюрьме и как будто забыл о прошлом, но она находит эффективный способ ему напомнить (и тут сказочный YA превращается в полноценный паранормальный любовный роман). Вот только помочь одолеть Медведя сейчас, в летний зной, король зимы не может, вернее, не в полную силу. А в Москве тем временем новая напасть: эпидемия чумы. И как совпало, что я читала это именно сейчас, вот вроде шесть с половиной веков прошло с тех пор, а ничего не меняется. Великий князь закрывает Москву от людей больного вида, больным и членам их семей запрещает выходить из дома даже в церковь - пусть священник по желанию ходит по домам, открыто говорит, что болезнь передается от человека к человеку, то есть необходимо соблюдать социальную дистанцию и ограничить массовые мероприятия, но церковники начинают дуть ему в уши, мол, как же так, в такой период людям как никогда нужна возможность ходить в храм, молиться, целовать иконы, и бог отведет напасть, а в это время на плече у сладкоголосого священника, который убеждает князя согласиться провести богослужение для всего города в самом большом храме, на плече сидит более никому невидимый черт-Медведь и, хихикая, подсчитывает, сколько людей должны поцеловать одну и ту же икону, чтобы набралась армия свежих мертвецов, которых можно поднять. В текущей ситуации одновременно смешно, грустно и страшно.
Но Медведя удается сковать золотой упряжью и самопожертвованием человека, который понял, что ошибался и творил зло зря, а над Русью тем временем висит новая напасть - нашествие Мамая, который идет с юга. Его армия в десятикратном, а то и более размере, превосходит русскую, князья разобщены, кое-кто даже выступает на стороне татар против Москвы. И альтернативная версия Куликовской битвы от Арден, в которой принимают участие не только люди, но и черти, волшебные существа и прочий потусторонний мир, настолько увлекательно читалась, что я как-то заметила, что время уже три часа ночи, благо, суббота была. Очень здорово показано, что когда появляется общий враг, все забывают о старых разногласиях и объединяются, чтобы его победить.
И хотя я ожидала счастливого конца, пусть и омраченного смертью нескольких полюбившихся персонажей, но
воскрешение моего любимца стало полнейшей неожиданностьюи добавило книге еще не один плюс! Серию горячо рекомендую.
511,9K