Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Art of War

Sun Tzu

  • Аватар пользователя
    Svetlana-LuciaBrinker11 апреля 2020 г.

    Хозяин войны

    Не то, чтобы я в ближайшее время собиралась с кем-то воевать... Но невозможно знать наверняка: вдруг в жизни пригодится?
    Сунь-Цзы - консультант по военному искусству из 6-5 веков до н.э.. Поначалу я решила, что древние фокусы устарели: ведь следующая война будет атомной, при ней никакие отряды никуда не идут, и большинство даже не понимает, от чего умерло. Затем поразмыслила и решила: наверное, редкий псих стремится управлять пепелищем и безлюдными руинами, поэтому человечество ещё долго будет играть в солдатики по старым схемам. И умирать от "огненного оружия", известного ещё древним китайцам.
    Книга состоит из ярких, красивых и не всегда понятных наставлений автора - и длинных комментариев, к которым надо привыкнуть, иначе станет скучно. Часто объяснения действительно требуются! Порой кажется, что восточные мистики пытаются подогнать ветхий текст под современную мораль. Например, автор советует на территории противника грабить и мародёрствовать, особенно если снабжение из родных краёв нарушено. А комментаторы ищут, когда переписчики потеряли слово "не" - "не грабить", то есть. По-моему, это ерунда. Как же удержишь ожесточённых, усталых, затравленных людей, убеждённых, что их противник - не человек, от грабежа?
    Советы Сунь-Цзы я бы разделила на очевидные, неожиданные и парадоксальные.
    К первым отношу рекомендации вроде "не разбивать лагеря на болотах", "пользоваться естественными помехами, чтобы задержать врага".


    «Самая лучшая война – разбить замыслы противника»; второе – «разбить его союзы»; третье – «разбить его войска». Есть и четвертое: «самое худшее – осаждать крепости».

    ещё:


    "Наилучшая война – это такая война, которая дает максимум выгоды при минимуме вреда".

    То есть, война - это гешефт. Думаю, никто не будет спорить с этим.
    Ко вторым, неожиданным, наставлениям я бы отнесла такие:


    "В ночном бою применяют много огней и барабанов” означают следующее: ночью цвет знамен не виден, поэтому пускают в ход много факелов и барабанов и этим заставляют противника принимать малое количество войск за большое. Слова “в дневном бою применяют много знамен и значков” означают следующее: днем расставляют то там – в горах, то здесь – в лесу много знамен и значков и этим также показывают наличие будто бы большого количества войск; к этому прибегают также и для того, чтобы показать, будто пришла помощь".

    Не слышала о таком способе введения в заблуждение противника! Хотелось бы знать, применялся ли данный метод на практике, и кем!
    Кроме того, окружая войско неприятеля, согласно рекомендации автора, не следует перекрывать ему все выходы. Парадоксальный совет! Объяснение таково:


    "Показав ему путь к сохранению жизни, заставь его не сопротивляться до последней крайности".

    Лучше всего мне показались "5 опасностей полководца":
    "Если он будет стремиться во что бы то ни стало умереть, он может быть убитым; если он будет стремиться во что бы то ни стало остаться в живых, он может попасть в плен; если он будет скор на гнев, его могут презирать; если он будет излишне щепетилен к себе, его могут оскорбить; если он будет любить людей, его могут обессилить".
    Это пункты уязвимости армии, связанные с личностью полководца. Например, излишняя страсть к риску (стремление к смерти) может поставить под угрозу всю кампанию. А излишне щепетильного человека можно вывести из равновесия, оскорблением вынудить к поступкам и решениям, которые бы он не принял и не совершил в спокойном состоянии. По-видимому, каждый военначальник должен провести вдумчивый самоанализ и попытаться избежать опасностей, связанных с его персональными слабостями. Ведь идеальных людей нет.
    Вообще автор чрезвычайно интересно пишет о полководце. Действительно, этот человек, который принимает решения о жизни многих. Эти решения могут быть ошибочными! Тем не менее, ему приходится принимать их, исходя из собственного опыта, интуиции, основываясь на информации, полученной от союзников и шпионов. То есть, источниках предвзятых, односторонних. Но, что бы ни говорили его советники, приказ в итоге отдаёт полководец. Страшно представить себе такой масштаб ответственности!


    "Полководец – агент смерти. Над ним нет неба, под ним нет земли, пред ним нет противника, за ним нет государя" («Вэй Ляо-цзы», гл. VIII)

    И как-то лучше чувствуешь себя на своём месте, в строю... Но не только в этом польза книги для простого "солдата удачи" на поле битвы, именуемом жизнью. Советами из неё можно воспользоваться "и на гражданке".
    Что может подорвать создавшееся боевое настроение (мотивацию вообще)? Сунь-цзы отвечает: «Предсказания». Наблюдая "дурные предзнаменования", человек слабый впадает в панику и уже не способен действовать. Следует ли совершенно игнорировать предсказания? Неожиданный ответ автора: нет!
    "С их помощью можно пользоваться человеческой жадностью и человеческой глупостью. Поэтому и нельзя отвергнуть их”» («Ли Вэй-гун вэньдуй», гл. III, с. 63).
    Этот ответ – наилучшая формулировка отношения конфуцианца китайской древности и Средних веков к гаданиям и вообще ко всяким суевериям. Они – удел жадности и невежества. То есть, мощное оружие манипулятора.
    Интересно, были известные исторические персоны, пользовавшиеся услугами ясновидящих, идиотами или хитрецами?..

    29
    2,5K