Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Моряк, которого разлюбило море

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним10 января 2012 г.

    У меня такое ощущение, что мы с Мисимой играем в странную игру. Каждый раз я задаю себе вопрос «Когда же ты меня разочаруешь?», потому что чтение ничьих книг не обходится без этого. Каждый раз на обложке новой книги читается «Наверное, в этот; посмотри сама». И каждый раз эта погоня за разочарованием заканчивается ничем, я остаюсь с носом – и с кучей восторгов, которые никогда не пересказать. Я думаю, мне скоро придется признать эту охоту бесполезной.

    «Моряк, которого разлюбило море» - второе произведение Мисимы на тематику marine, первым для меня был «Шум прибоя». Несмотря на общую тему, они совершенно разные, даже в том, что касается объединяющего их моря. В этой книге нет ни минуты штиля и ее покой обманчив, очертания береговой – сюжетной – линии изменчивы. И когда тебе кажется, что вот у тебя сформировалось мнение о персонажах, четкое и завершенное, события на следующей странице смывают его, как волна смывает детские каракули на песке.

    Мисима рассказывает три истории.
    Первая – о нашем предназначении и о том, что делать, когда слава не приходит. Слава, которую каждый из нас так ждал, остается за бортом, как огни чужого порта. Чтобы уловить ее отблески, остается только нести вахту по ночам, и тогда, в предрассветный час, промелькнет ее обманчивое эхо.

    Вторая – о мужчине и женщине, которые случайно встретились и полюбили друг друга, пожалуй, тоже случайно. Эта история – как несколько статей из большого толкового словаря отношений между мужчиной и женщиной. Почему первому так важно уйти? Какая цель уводит его за горизонт? Что он хочет услышать на прощанье? Почему вторая впускает его, незнакомого, в свой дом? Как она относится к этому извечному распределению труда «мужчина оставляет женщину ждать»? Чего она ждет от него в сложной ситуации?

    Наконец, третья история – о том, как пустой дом делает пустым сердце. Как вырастает новое поколение Раскольниковых, для которых убить бездомного котенка ничего не значит, а убить человека – так же просто, как беззащитное животное. Которые тренируются ничего не чувствовать и мнят себя свободными от законов взрослого мира и над ним. В действительности не ничего хуже людей, упивающихся своим убожеством, и то, что это дети, делает третью картину еще более гротескной.

    Каждая из них по-своему красива, хотя третья при этом и омерзительна. Каждую из них Мисима рисует с такой точностью, что ее детали кажутся реальными: знойный день на причале, зимний ветер в доках; упавший зонт, который все изменил, пароходный гудок посреди ночи, который вдруг помогает собрать мир в одно целое, кровь на бетоне, неприятный скрип резиновых перчаток, много других.
    И, конечно, каждая из них о смерти, пусть ее можно сразу не заметить; но, если приглядеться, ее тень есть на каждой из страниц. Впрочем, у Мисимы по-другому не бывает.

    19
    66