Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Убить пересмешника...

Харпер Ли

  • Аватар пользователя
    MariyaRunich9 апреля 2020 г.

    Постараюсь не убить пересмешника

    В романе «Убить пересмешника» нам неоднократно доказывают, насколько сильно можно ошибаться в своём представлении об окружающих.
    Из-за чьих-то сплетен, предрассудков, банального незнания можно с лёгкостью составить неверное суждение даже о самом близком человеке, не говоря уже о тех, чья жизнь проходит под мраком тайны или со всех сторон оплёвывается презрением окружающих только из-за того, что он не той расы.
    Суть заголовка и самого произведения раскрывается в словах одного мудрого человека: «Пересмешник — самая безобидная птица, он только поёт нам на радость. Пересмешники не клюют ягод в саду, не гнездятся в овинах, они только и делают, что поют для нас свои песни. Вот поэтому убить пересмешника — грех.»
    Здесь под убийством можно понимать как лишение жизни в буквальном смысле, так и несправедливое осуждение.
    Пусть убийства до поры до времени останутся тайной для тех, кому предстоит прочитать роман.
    Но вот три самых ярких примера, когда на людей навешивали ярлыки чудовища, посредственности и преступника, я приведу.

    • «Страшила» или Артур Рэдли. Дети сочиняли о нём страшные истории, изображали его в своих играх злым чудовищем, боялись его и в то же время насмехались над ним. Но именно этот страшила Рэдли в итоге спас им жизнь.
    • Аттикус, отец главных героев. Дети его любили и слушались, но не видели в нём ничего такого, чем им можно было гордиться, обесценивали его особенности. Но потом им пришлось узнать не только то, что их скромный отец — самый лучший стрелок в округе, но и то, насколько он храбрый и справедливый человек.
    • Том Робинсон, чернокожий парень. Суд присяжных признал его виновным в преступлении, хотя не нашлось никаких прямых улик. Его обвинили только на основании показаний белого человека, который славился крайне беспутным образом жизни. Но такова реальность в одном из американских штатов 1935 года. Самому последнему негодяю из белых оказывают больше доверия, чем честному, работящему парню из чёрных.

    Что касается формы изложения, то слишком уж большое значение автор уделяет второстепенным деталям в первой половине романа. Читаешь и не совсем понимаешь, к чему это всё, куда мы идём... Как будто бы идёшь по пустоши, выжженной солнцем, изнываешь от жары, но линия горизонта всё та же и та же.
    Только оказавшись у экватора, можно увидеть более живописный ландшафт, богатый красками, то есть эмоциями. В дебрях сюжета появляются извилистые тропинки, свежий ветер, а иногда и благодатный дождь.
    Что касается Джин-Луизы, главной героини, от лица которой ведётся повествование, то остаётся непонятным, что же собой представляет эта девочка как личность. Да, она нетипичная для 30-х годов девочка-пацанка (tomboy)... Да, она играет важную роль в роковых ситуациях... Но всё же эта девочка в большей степени производит впечатление стороннего наблюдателя, а не характерной героини со своим ярким миром, полным переживаний и идей...
    Мальчишки из её окружения оказались с куда более выраженной индивидуальностью.
    Здесь я хочу привести любопытный факт. Дилл, близкий друг Джин-Луизы, показался мне мальцом, из которого мог бы выйти отличный писатель, потому что уж больно развитым оказалось у него воображение. И что? Оказывается, прототипом Дилла стал американский писатель Трумен Капоте, с которым Харпер Ли, автор романа, дружила в детстве. Кажется, у меня есть способности предсказывать.
    Наверное, стоит немного сказать и об отце Джин-Луизы. Кому-то Аттикус может показаться абсолютным гуманистом, мегаморалистом, аристократом до мозга костей... В этом герое и правда много всего положительного. Этот человек действительно порядочный и честный. Но он не так прост и совсем не заложник морали. Аттикус — хороший игрок. Он совсем не из-за морализма настаивает на том, что это его 12-летний сын Джим убил преступника, который покушался на мальчика и на его сестру. Это ход опытного юриста. Никто бы не поверил, что 12-летний ребёнок расправился со взрослым дядькой. Зато таким образом он исключил всякую возможность обвинить человека, который спас жизнь его детям. Не будь он игроком и знатоком человеческих душ, вряд ли бы он стал превосходным адвокатом, заслужил доверие людей и добился послушания детей, ни разу не прибегая к порке.
    А больше всех мне понравилась Моди Эткинсон. Это невероятно сильная женщина, которая могла встречать любые беды с высоко поднятой головой. Настоящая Минерва! Смелая, отзывчивая, прямая, остроумная и очень деятельная.
    Кстати, Харпер Ли, хотя и взяла слишком большой разгон, прежде чем перейти к завязке, всё же покорила меня юмором. А ещё ей удалось не только изобразить жизненный уклад провинциального городка, но и затронуть глобальные проблемы, такие как расизм и Великую депрессию.
    Но главная идея заключается в том, что никогда не причиняйте вред тому, кто не принёс никакого вреда, а только пользу. В соек стреляйте! Сам Аттикус разрешил! Но только не в пересмешников!

    3
    180