Рецензия на книгу
Scythe
Neal Shusterman
Аноним9 апреля 2020 г.А что выберешь ты?
Смерть зачастую приходит внезапно, ты не успеваешь попрощаться с близкими, осознать что сделал или так и не успел , спросить "почему я?" и в конце концов - "почему сейчас?". Да и задавать вопросы, кроме как себе, некому, ибо смерть для нас нематериальна.
И вот в далеком будущем человечество смогло сделать смерть физически осязаемой, а жизнь человека - бесконечной. Больше нет ни болезней, ни преступности, ни политики, ни войн, богатства и бедности, как таковых не существует. Постарел, можно и молодость вернуть, постарел еще раз - повторить. Забавы ради можешь спрыгнуть с крыши и ничего не будет, с автокатастрофами тоже самое. Естественный отбор исчезает, население увеличивается и тут на сцене появляются они - жнецы (Спасители планеты, как они себя величают. Нет, мы не убиваем, мы тут это, планету спасаем).
Их роль проста и очевидна, забирать жизни людей, как в Эпоху Смертных их забирали болезни, техногенные и экологические катастрофы, голод, возраст, да и люди сами с этим неплохо справлялись. Стать жнецом довольно непросто, для начала нужно чтобы какой-то жнец взял тебя в ученики, затем последует обучение, которое включает себя: техники жатвы, историю Земли, внутреннюю систему сообщества жнецов, общие правила поведения и образа жизни. Носят они разнообразные мантии, зачастую украшенные камнями или расшитые пестрящими узорами. В общем с соседкой из продуктового его не перепутаешь.
Перед обучением, ученик полностью отказывается от прошлой жизни. К ученичеству ты приходишь как белый лист, где наставник лепит из тебя что-то подобное себе. Дальше просто: наставник высокомерный урод, значит с вероятностью 80% и ты станешь таким же; наставник милосердный страдалец, несущий свою профессию как тяжкий груз, воспитает себе подобного жнеца. С кем поведешься так сказать. В ученики жнецы выбирают людей, которые +/_ похожи на них (так проще обучать, да и объяснять почему делаешь именно так, а не наоборот), но иногда встречаются и те, кто желает прогнуть несгибаемое. Вот и конфликт произведения подъехал - противостояние наставнику, системе и самому себе. Изменить себе или нет? Быть чудовищем или нет? Как проявить милосердие? Да и нужно ли оно, то самое милосердие? И что делать если спросят: "Почему я?"
Итак, нашим героям приходится задавать себе те же вопросы, правда ответы их совсем не радуют, в принципе как и перспектива быть жнецами. Один пытается сохранить в себе ненависть к будущей профессии, не стать монстром, но в конце концов прогибается, под окружающий его лоск, роскошь и желание убивать. Другой пытается сделать тоже самое, но преуспевает в этом. Да или нет? Поддаться соблазну или все таки сохранить остатки того, что раньше делало тебя человеком? Да и как сохранить того самого себя, что был раньше, до начала ученичества? Почему убить именно его? Потому что он не расчесывается по утрам или забывает купить хлеб в магазине? Как убивать? Стремительно и быстро, жестоко или тихо, но с объяснением?
В процессе чтения часто мелькали мысли будь у меня такая "власть" как бы я действовала. Думаешь, окунаешься во все это,осознаешь сколько нюансов, за и против. И приходишь к выводу что смертью быть не так уж и легко, у нее не бывает выходных, нельзя взять отпуск, да и уволиться с такой "работы"не получится, разве что убив себя. И вот, осознавая все это понимаешь: "Как хорошо, что на мне не лежит такая ответственность". Взять даже то, что смерть материальна, можно на нее посмотреть, задать парочку вопросов. А так ли это важно - "Почему я?". Ведь приговора это не отменит, а вот ответ может и вовсе не понравиться.
В конце коротко о самой книге. Сюжета достаточно динамичен; книга написана довольно легко; в наличии конфликт с установившейся системой жизни, с самим собой, с этикой и моралью. Добавим к этому двум противоположных по характерам героев, мир с необычным, интересным сеттингом и мы получим довольно интересную, познавательную и легкую книгу.1150