Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полное собрание пьес, фельетонов и очерков в одном томе

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Аноним8 апреля 2020 г.

    Роман с театром

    Отношения Михаила Булгакова с театром при непременном участии советского режима – трагическая история столкновения художника с цензурным катком, театральной богемой и т.п. Это, что называется, отдельный сюжет. Перед читателем именно тексты булгаковских пьес и инсценировок (об остальном не говорю).

    Чрезвычайно неровные (в смысле качества и сценичности) драматические произведения Булгакова обусловили такие же неровные их инсценировки не только в театре, но и в кино и на телевидении. Моё впечатление таково, что в прозе авторский талант воплощался гораздо сильнее. В чистом виде пьесы вряд ли могут долго и успешно идти на сцене. Виной тому не только идеологические причины (с некоторых пор они начали отпадать). Но так уж случилось, что наиболее сильные сцены пьесы «Пушкин» (те, где присутствуют недоброжелатели поэта), например, не вошли в сценарий фильма «Последняя дорога», и получилась весьма посредственная биографическая картина.

    Булгаков силён своими комическими «вставками». Кстати, они легко и органично вошли в фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Сама пьеса «Иван Васильевич» до появления картины Л. Гайдая ставилась в театрах, но большого резонанса не получила.

    «Пафосные» сцены, хорошо вписывающиеся в булгаковскую прозу, на театральных подмостках часто выглядят излишне сентиментально. На мой взгляд, это особенно видно в экранизации пьесы «Бег», где картину «вытягивают», прежде всего, работы актёров: М. Ульянова, А. Баталова, Е. Евстигнеев и др. «Бег», разрешённый к постановке и популярный в оттепельные годы, сейчас, конечно, видится мне малопригодным для постановки без серьёзных переделок. Это не исключает того, что современные режиссёры (не обязательно скандальные и бездарные) за него берутся. Но ведь и чеховские пьесы они постоянно гробят…

    Единственная стоящая постановка «Кабалы святош» (а было их немало!) – это телеспектакль А. Эфроса «Всего несколько слов в честь господина де Мольера»
    с Ю. Любимовым в главной роли. Недоработки и зияния булгаковского текста здесь уравновешивают фрагменты произведений Мольера.

    16
    351