Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Норма

Владимир Сорокин

  • Аватар пользователя
    Аноним7 апреля 2020 г.

    Намааааальна (с)

    Мда...
    Сперва хочу передать привет всем, кто неистово рекомендует почитать Сорокина, потому что КАК-ТЫ-ЕЩЕ-НЕ-ЧИТАЛ-ДА-ВЕДЬ-ТАМ-СТОЛЬКО-ПАРАЛЛЕЛЕЙ-С-НАШЕЙ-ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ!

    Все поставившие “пятерки” в оценках - вы лучшие ребята, без вас и вашего тонкого вкуса мы бы совсем пропали...

    Норма - это горячий привет всем любителям Совка, я понимаю. Меня тяжело назвать фанатом Советского Союза и той эпохи в целом, но я принимаю свое прошлое и готов учиться на своих ошибках.

    А вот нормальны ли идеи самого автора?

    Это тяжело читать неподготовленному человеку. “Норма” - это словно речь пьяного человека в плацкарте, а у тебя нет ни наушников, ни беруш. Это примитивно, мерзко и как-то грустно одновременно. Вряд ли среди вас есть те, кто ни разу не захотел бросить читать это.
    Странно, что Сорокин услужливо разбил свое произведение на несколько частей / глав. Надо было идти дальше и попробовать обойтись без знаков препинания, чтобы читать было совсем невыносимо.

    Каждая часть книги - это отдельная серия зарисовок о жизни. Повествование скачет от персонажа к персонажу, каждый из которых представляет себя примитивную болванку, на которую нанесли все клише и штампы того времени.
    Вот к примеру, часть первая начинается с того, что к "автору" приходят люди в погонах и берут под арест. Затем, конечно же, его произведение разбирает кучка душных цензоров. А дальше? Правильно, описание серой дествительности советского застоя с очередями, доносами, коммунистической чепухой и... "Нормой", которую обязательно поедают бедные герои. И следующие 50 страниц бедный читатель вынужден продираться сквозь скучнейшие диалоги и занудные бытовые ситуации, чтобы в итоге оценить замысел автора, что коммунистическая норма - это... ну, вы поняли.

    Но чтобы читатель вдруг не расслабился, автор услужливо подсовывает вторую часть, состоящую из набора существительных с прилагательным "нормально".

    Третья часть вселяет в читателья робкую надежду, ведь автор вдруг удивляет умелым "косплеем классики". Признаюсь, я даже увлекся историей про потомка Тютчева, т.к в ней, словно глоток свежего воздуха, сквозит ностальгия по ушедшему. Сорокин не парясь копирует у классиков "все прикольное": и рассуждение о религии и народе, и сожаление о тяжелой судьбе простого крестьянина, и даже умело маскирует примитивность своей подделки какием-то невероятным литературным языком. Но финал этой части все расставляет на свои места.

    Словно в противовес чему-то нормально написанному, автор вываливает на читателя мерзейшие главы о творящих беспредел представителях власти, которые буквально на глазах у всего совхоза уничтожают и сжигают то, что им попадется на глаза.

    Глумлением над старостью можно назвать следующую часть про теряющего рассудок старика на даче. Это страшная история про ненужного ветерана, который пытается помочь и чувствует свою ненужность. Видимо для придания ей бОльшей комичности, автор подает эту часть своей “нормы” в эпистолярном жанре.

    Странные и стихи и не менее странный финал с набором букв ( это даже не метафора, автор реально фигачил рандомные наборы букв и складывал их в абракадабру ) - вот что ждет читателя на десерт.

    Кажется, я понял замысел автора и его “произведения”. Издевка. Извращение над привычными вещами. Превращение реальности в бред и больной сюрреализм. Автор смакует низменные вещи, зачем-то заставляя своих персонажей творить ужасные вещи ради того, чтобы читатель испытывал отвращение.

    Вам "нормально"?

    8
    1,7K