Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мой лучший враг

Эли Фрей, Алена Филипенко

  • Аватар пользователя
    Аноним5 апреля 2020 г.

    Прежде чем вырыть яму, сначала распили эти чёртовы решетки.

    Можно ровно настолько любить человека, насколько и ненавидеть?... Вопрос, на который в наше время вы услышите много ответ, много споров и мыслей. Одни скажут , что это вздор, и даже самая сильная и гнилая ненависть не сравнится с этим чистым и прекрасным чувством любви. Другие наоборот, будут доказывать, что все одно и то же, и раз сумел сильно полюбить человека, то и сумеешь также сильно его возненавидеть.
    А вот Тома Мицкевич сможет с лёгкостью сказать вам, что да, можно. Сейчас вы подумаете, кто она такая, эта Тома, и почему кому-то будет важно её мнение, её история... Кто эта маленькая девченка, похожая на мальчишку, с волосами цвета мокрой пыли, со шрамом под глазом , оставленным кем-то... Кем-то, о ком не хочется вспоминать. Кто она - этот четвёртый мушкетёр, их гасконец. Гасконец тех, кто ходит каждый день, как на войну, тех, кому сломанный нос покажется смешным, а подожженный бок или выбитый зуб - поводом для новой клички. Тех, кого спасали их быстрые ноги и скрытые школьные лазейки.
    И все же, опущу пелену интриги и расскажу вам её историю. Историю о дружбе, о ненависти, о несчастной любви.. Почему несчастной? Я обязательно расскажу вам об этом, но чуть позже. О том, что может сделать с человеком страх и жестокость, какую палитру эмоций можно увидеть в чистых и голубых глазах, в такой доброй и искренней улыбке, за которой скрывается огромная пасть чудовища. Монстра. Не человека.

    Тома Мицкевич была обычным ребенком из обычной семьи. В наше время вовсе не редкость, когда один из родителей покидает семью по тем или иным причинам, поэтому случившееся с родителями Томы не вызывает острого интереса или удивления. Стоит отметить, что сама Тамара любила больше своего отца, пока он не оставил семью, откупаясь от неё мармеладками, которые ещё долго будут лежать под подушкой нашего гасконца. Она любила проводить с ним все свободное время, играть в новые игры, слушать его рассказы и сказки. И он казался для неё идеальным отцом, волшебником, путешественником... Что только не придумывала детская фантазия, чтобы оправдать взрослые ошибки, их безответственность и эгоизм.
    Для него она готова была стать даже мальчиком, представляете, самым настоящими мальчишкой, потому что отец очень хотел, чтобы у него родился сын. И Тома боялась, боялась, что если она не будет делать все то, что другие мальчишки, то родители просто выкинут её на улице за ненадобность. Она отказывалась от всех девчачьих игрушек, от платьев и различных побрякушек. В детстве просила маму стричь как можно короче, носила мальчишескую одежду и играла с мальчишескими игрушками. Лучшим комплимент для нашей Томы - это сравнение её с каким-нибудь злодеем из фильма, при чем обязательно мужского пола.
    Мама для Томы всегда была как старшая сестра, при чем двоюродная. Вместе с ней время летело быстро и ярко, она баловала дочь разными подарками, особенно когда Тома жила у бабушки и видеться с матерью удавалось только на выходных. Но на самом деле просто откупалась от неё. Тома это знала, она это чувствовала, но уже не обижалась на неё и быстро привыкла к тому, что для мамы на первом месте будет стоять её личная жизнь, работа, благосостояние ребенка, чтобы он был накормлен, умыт, одет, какие-то ненужные мелочи... Но точно не то, что было у Томы в голове. Нет, этого не было в списке маминых интересов.

    После прочтения данной книги, я столкнулась с чередой очень негативных отзывов от взрослой части аудитории, что автор слишком "преувеличивает" равнодушие родителей, делает из них каких-то слепых чудовищ, которые абсолютно не следят за своими детьми, что в жизни всё не так. Посыпалось много гневных комментариев по поводу того, что у автора просто были плохие отношения с родителями в детстве и теперь она вымещает всю свою злобу и непонимание здесь, в книге.
    А может быть, всё намного проще?Не понравилось, что автор стал защищать правда детей, а не взрослых, как делали почти все на протяжении многих лет?
    Может быть эти люди увидели себя? Наши дорогие родители, которые так заботятся о нас и хотят сделать нашу жизнь лучше. Может быть не автор выплескивает свою злость через книгу, а наоборот?
    Увидеть себя со стороны гораздо хуже. Ты начинаешь ненавидеть то, что ты видишь, потому что мы ненавидим в других то, что не нравится нам в самих себе.
    В книге была поднята достаточно актуальная и щепетильная проблема между родителями и детьми, и я полностью поддерживаю то настроение, в котором пишет Эли Фрей. Да, без некоторых преувеличений не обошлось, но разве не поэтому это и книга? Определённо какие-то моменты были преувеличены. Например: если бы ребёнка избили до полусмерти, то в наше время никто бы не смог отмазаться, сказав, что он ничего не помнит, а родители спокойно в это поверят и даже не обратятся в полицию. Или, например, бесконечные побои, ожоги и другие увечья - в наше время невозможно скрывать это: всё так или иначе всплывёт и слов ''я всего лишь упал'' будет явно недостаточно для того, чтобы тебя не отправили к определённым врачам или ещё хуже - отчитали, за то, что ты лезишь туда, куда не надо.
    Да откройте глаза, дело не только в этих чертовых побоях - дело в самом отношении, что родители в первую очередь ставят СВОИ интересы на нашу жизнь, как ОНИ хотят, чтобы , по их мнению, нам было лучше. Мало кто из них задумывается о том, как лучше нам для самих себя. Почему-то родителям гораздо важнее, чтобы ребёнок был умыт, одет и опрятным отпревлен в школу. Им абсолютно наплевать, что у ребенка в голове, что у него происходит в жизни, перед их носом. Они даже не замечают.
    Я хотела сделать акцент именно на это, что у ребёнка в жизни может происходить ураган, полный травли, насмешек и ненависти, его могут избивать каждый день и, прибегая со школы, он просто размазывается у калитки, у двери, и как сопля, стекает вниз. "Я дома, я в своей крепости, здесь меня никто не тронет" это нормальные мысли человека, ребёнка, который ходит каждый день, как на войну? И где же наши благородные и внимательные взрослые, которые готовы всегда поддержать и помочь? А взрослые даже этого не заметят. Они спросят как дела, ребёнок ответить, что всё хорошо и они успокоятся, думая, что выполнили свой родительский долг. Но будь они чуточку внимательнее, чуточку искренее, не откупались бы от детей сладостями да игрушками, а занимались их воспитанием, возможно тогда многих событий, которые произошли в книге, не было бы. Но тогда не была бы эта книга такой особенной, какой есть сейчас, какой я её прочитала и советую прочитать другим. А сейчас, благодаря этим изъянам, мы можем увидеть действительно современную проблему общества в XXI веке.

    Жестокость порождает жестокость. Сумасшествие порождает сумасшествие. Так было, есть и будет всегда. Все в этой жизни влечет за собой последствия, не важно какие - хорошие или не очень - они будут.
    Выбор есть всегда, помните это, чтобы не случилось - у вас есть выбор. Но выбрав то или иное решение, вы переступите на чью-то сторону. Выбрав в пользу одного, вы пойдете против другога. Но всегда помните, перед тем, как вы это сделали, у вас был выбор, и вы выбрали это, сами.
    Но иногда плата за такой выбор бывает слишком высока. Страх - вот что толкает людей на необдуманные решения. Страх - это слабость, а слабым нет места в дружбе.
    Именно страх и разрушит не одну жизнь, и даже не две. Он разрушит жизни многих. Он уничтожит нечто большее, то, что вернуть будет невозможно.

    Представьте дружбу двух маленьких людей, жизнь которых была связана с самого детства. Когда каждый из них был готов отдать жизнь за другого. Они готовы были делиться всем, что у них есть: сладостями, игрушками, мечтами... Они дарили друг другу самые необычные подарки, которые для многих людей могут ничего не значить. И всё изменилось. Их крошечная вселенная, крошечный мирок рухнул в один день, в один вечер, в одну минуту. Рухнул бесповоротно. С того момента жизнь делится на 'до' и 'после'.
    Одна ошибка, одна детская ошибка, детский страх, оплошность... Все это способно на многое, способно изменить человека до неузнаваемости, убить в нем все то, что было человеческим.
    Жизнь сыграла с ними злую шутку, которая вовсе не кажется смешной.
    Но не она виновата в том, что случилось. Страх. Страх - вот, что является орудием убийства. Когда адреналин пульсирует в висках, сердце сжимается и вырывается из груди, а перед глаза страх за жизнь, жизнь, которая, кажется, вот вот оборвется, вам будет плевать на всё, плевать на всех... Бежать, Бежать домой, в мою крепость, где меня никто не тронет. Вот, что будет у вас в голове. Страх за жизнь. Он все концы.

    Выбор есть всегда, помните это, чтобы не случилось - у вас есть выбор. Но выбрав то или иное решение, вы переступите на чью-то сторону. Выбрав в пользу одного, вы пойдете против другога. Но всегда помните, перед тем, как вы это сделали, у вас был выбор, и вы выбрали это, сами.
    Самый лучший друг детства, близкий человек, который всегда защищал Тому, приносил ей дорогие конфеты и дарил белоснежную улыбку - стал её врагом раз и навсегда. Он сделал свой выбор, сам. Но какой выбор сделала Тома, когда поддалась страху? Думала ли она, к чему это может привести? Нет. Почему? Потому что страх туманит разум, заполняет каждую клеточку вашего тела, до дрожи в руках и коленках. И ты бежишь, бежишь быстрее домой, в свою крепость. Тома сделала свой выбор тогда, сама.

    На протяжении всей книги меня раздражает её наивность и беспомощность. А самое главное - страх, который преследует её с самого детства. Терпеть выходки её ненормального "друга" было невыносимо, но еще более невыносимо - дать отпор. Жить и давится в собственном страхе - отвратительно и унизительно, особенно когда твой враг - человек, который знает тебя лучше других. Каждый раз дочитывая до момента издевательств Стаса, я не понимала, как главная героиня всё это терпит, почему хотя бы раз не может постоять за себя и дать отпор? На вопрос вскоре нашелся и ответ. Она не просто чувствует страх перед этим человеком, она чувствует вину. Вину, которая пожирает её все годы, которая уничтожает её в его глазах, вину за свою слабость, за то, что позволила убить того искреннего и доброго мальчишку с её детства.
    Ну знаете, что более унизительно, чем терпеть побои и издевательства человека? Унизительно через весь страх и боль испытывать к нему теплые чувства, и ненавидеть за это себя ещё больше.

    Стас. Стас Шутов. Больше это имя не вызывала у Томы трепета в сердце, она не ждет того, что он забежит к ней в дом и бабушка приготовит им космически-вкусную еду, и они побегут играть в свои новые выдуманные игры, не здесь, где-то там, в их вселенной. Она больше не будет показывать и учить его искать созвездия на небе, она не кинет в окно ему свой смех, а он взамен - свою улыбку. Нет. Это все было "до".
    Стас Шутов. Отныне это был страх и боль. Стас Шутов - это разбитый нос, кожа, зудящая от потоков кипятка, ожоги от потушенных сигарет, это несправедливо добрая акулья улыбка. Она не должна принадлежать этому чудовищу!
    Сломать человека? Да легко! Дело пары секунд. А что потом? А потом это будет уже не человек.
    Это и случилось с тем добрым и смелым мальчик из детства Томы. Он сломался. Тогда, в тот момент, когда это произошло, где была его боевая подруга? Рядом и пыталась помочь? Нет. Звала на помощь и боялась за жизнь друга? Нет. Она бежала, бежала из-за всех сил. Домой. В свою крепость. И боялась, но точно не за чужую жизнь.

    Выбрав то или иное решение, вы переступите на чью-то сторону. Выбрав в пользу одного, вы пойдете против другога.
    И так, в ту ночь, каждый из них сделал свой выбор. Тома - бежать, бежать и бояться за свою жизнь, молиться и надеется, что все это всего лишь сон, кошмар..
    А Стас, брошенный своей подругой, остался среди чужих, среди монстров, которые очень хорошо поработали над тем, какой же выбор сделает он.
    Сумасшествие. Нельзя винить сумасшедшего, что он такой. Каково это жить, когда ты знаешь, что без тебя все будет лучше? Что ты всё портишь? И за это ненавидишь не себя, а других, ненавидишь того, кто тебя сломал, того, кому ты доверял больше всех, того, кто тебя бросил.
    "Я уничтожу тебя, Тома Мицкевич, ты будешь страдать и будешь жалеть о том, что вернулась назад"
    Можете представить, какой диапазон сумасшедших и извращённых мыслей у человека, которого сломали? На что он способен? Раз сломали его - значит он будет ломать других. Почему когда ему плохо, другим должно быть хорошо? Это несправедливо. Он не просил такой жизни, он её не заслуживает. Ведь все могло сложиться совершенно по-другому.. Он хотел защитить своего друга, который бросил его. Оставил. Убежал.
    Раз сломали его, теперь он сломает всех - вот какая цепная реакция у жестокости.
    И как ужиться в одном городке двум людям, которые когда-то были ближе всех на свете, а теперь ненавидят друг друга ровно настолько, насколько любят?
    Представьте, что может произойти, если чудовище узнает о слабости Томы к нему, а Оно узнает, обязательно узнает. Тома сама Ему расскажет. Очередной наивный поступок и попытка вернуть прошлого Его. Она не обвенчается успехом. Он умер, там, в лесу. Тома, ты же сама его оставила, помнишь?
    Новая волна насмешек, ненависти и издевательств.
    Каково это быть ненормальным психом, мразью, но тянуться к человеку, чувствовать отдачу, но в силу того, что с тобой произошло - не дать шанс этому. А ещё больше ненавидеть. Нормально ли это, что сумасшедший человек одновременно хочет и любить и сжечь другого?

    Отдельное внимание хотелось бы уделить описанию боли. До этого ещё ни разу не встречала чего-то подобного, такого настоящего, что вчитываясь в каждую букву, ты всё чувствовал сам. Ты видел этот костер, эти угли, которые прожигали кожу, целлофановые пакеты и запах жженого клея, от которого внутри все замирало, эти бетонные плиты, песок, на котором оставались следы издевательств и побоев, эти рельсы и мост, на котором эхом раздовались крики и плач. Ты видишь эту яму, от которой замирает сердце. Ты всё чувствуешь и тебе становится страшно и больно. Становится жалко. Жалко, что ошибки прошлого, глупость в детстве, перерастет в нечто большее. И это уже будет нельзя остановить.

    К чему может привести жестокость? До чего может довести сумасшествие? И всё-таки, можно ли любить ровно столько, сколько ненавидеть?..
    Лишь прочитав - вы сможете найти ответы на эти вопросы. С неприятным комом в горле, с сжатым сердцем и учащенным дыханием вы будете ждать, бояться, сострадать, любить, прощать.. И снова боль. И снова кровь. И снова эта актерская игра. И Его исполнение роли даётся куда лучше, чем другим. Ведь Он - охотник.
    Кто знал, что в конце всё поменяется: охотники станут жертвой, а жертва, вынашивая план холодной мести, приготовит первую и последнюю ловушку для чудовища.

    И казалось бы - happy end, всё становится на свои места. Жизнь стала налаживаться, все пошло своим чередом, но.. Но та Тома, которую мы видим в конце - это уже не наша Тома. Эта обычная девчонка, которая мечтает о хорошей жизни, которая гуляет по парку, ест сладкую вату, а молодой человек дарит ей плюшевых медведей. Ну это не наша Тома.
    Наша Тома выживала, цеплялась за жизнь, перебежками передвигалась по школе, пряталась в лесу со своими мушкетёрами. Боялась и жила в этом страхе. И эту Тому никак нельзя искоренить, стереть, убрать из памяти.
    Имела ли она шанс на хорошую жизнь? Да, определённой имела. Но этот шанс был жестоко раздавлен, уничтожен тогда, в лесу, на том злосчастном мосту. Сможет ли она быть счастливой после всего, что с ней произошло? После всего, что она пережила? После такого нет точки возврата. Да, она определенно имела право на хорошую жизнь, но его отобрали, Оно отобрало. Поэтому как бы не была счастлива Тома, она не обретет ту счастливую жизнь, которая могла бы у неё быть.

    Вернется ли она к Нему? Сможет ли приехать по тому адресу, который зачем-то взяла у его сестры, и позвонить в дверь? Сможет ли не убежать, когда услышит, как ключ поворачивается в замке и открывается дверь?...
    Это как бесконечный цикл, петля, которая возвращается к одной и той же точки, к одному и тому же месту, к одному и тому же человеку. Её жизнь связана с Ним, связана с самого начала. Этот узел невозможно развязать, невозможно порвать, невозможно сжечь. Он неприрывно тянется с самого их детства.
    Я сказала, что эта история о несчастной любви. Почему? Как долго Тома будет жить счастливой жизнью вместе с тем парнем, ходить с ним по парку, а он будет покупать ей сладкую вату и дарить плюшевых медведей? Эта жизнь не по ней, не её. Могла быть её, но у Томы отобрали право выбора, привязав её жизнь к жизни голубоглазого блондина с такой несправедливо доброй акульей улыбкой. Она не должна принадлежать такому чудовищу!... Но принадлежит.
    Убегать по лесу, цепляясь за коряги, раздирая одежду и оставляя ярко-красные полоски на коже, которые будут напоминать о том, что ты выжил ещё день; прятаться по кабинетам и туалетам, шугаться от каждого смешка и взгляда, сразу после звонка с урока стартовать, как можно быстрее, до своего нового пристанища; выходить из школы через окна и запасные выходы, а потом бежать, бежать без оглядки с надеждой, что сегодня тебе не придется снова лгать родителям, что ты случайно и так неуклюже упал, что сломал пару ребер; продумывать со своими мальчишкам перпендикулярно-гениальный план мести этому чудовищу, давать друг другу забавные клички и считать раны и шрамы с улыбкой на лице, пусть и с недостающим количеством зубов; любить, любить также сильно, как ненавидеть, а потом прощать, прощать и снова любить - вот эта жизнь, жизнь, которую Тома определенно не заслужила, но это её настоящая жизнь. Она настоящая в ней.
    Именно Он сделал Тому такой, какой она есть. И она никогда не сможет вычеркнуть это из своей жизни, не сможет вычеркнуть Его.
    Он сломал её пополам, раздробил на кусочкам, уничтожил.. и ничто уже не восстановит, не излечит её, ту Тому, которая могла бы жить счастливой жизнью. Именно Он превратил её в девчонку, которая, просыпаясь на больничной койке, смотрит своими глазами вверх и думает:
    - Прежде чем вырыть яму, сначала распили эти чёртовы решетки.

    Содержит спойлеры
    0
    104