Рецензия на книгу
Нечаев вернулся
Хорхе Семпрун
Аноним5 апреля 2020 г.(С)Трахолюция
Книга явно стремится подражать прозе тех, кого принято называть французскими интеллектуалами. По задумке, Семпрун хотел показать читателю мир бывших революционеров, детей 1968 года, которые бредили марксистско-ленинскими идеями и призывали к прямому действию - проще говоря, к насилию, а потом, сломавшись о необходимость избавиться от собственного товарища по прозвищу Нечаев , отошли от дел и погрузились в приятный мир буржуазного довольства и консьюмеризма. Прошло 12 лет, и тень прошлого вернулась, забрав с собой одного из членов "революционной пятерки" прошлого - аналога группы из романа Достоевского "Бесы".
Казалось бы, какой простор для развития сюжета! Можно было бы превратить роман в детектив, политический триллер, добавить немного мистики. На выходе же мы получаем сплошной набор флэшбеков в стиле: "Он посмотрел на фотографию на столе, и она напомнила ему о том солнечном / дождливом / холодном / знойном дне в Париже / Лугано, когда он думал о том, как". И далее следуют две страницы отступления. Потом два абзаца с описанием некого действия - например, перемещения персонажа в пространстве, где она снова находит, на что посмотреть и что вспомнить. Повествование рваное, и не затеряться в нём не помогают ни постоянные описания того, как разные герои смотрят одну и ту же телепередачу, ни напоминания, что в этот самый момент на другом конце города персонаж № 2 делал то-то и то-то. Хоть какое-то вразумительное действие начинается на 300-й страницы из 400, но оно выглядит жалко и уже малоинтересно. Так и хочется дождаться момента, когда все наконец умрут и перестанут мучить себя и окружающих.
В целом, герои книги вообще не вызывают никакого сочувствия. Они только и заняты тем, что цитируют одни и те же книги - уже упомянутых "Бесов", "Заговор" Низана и "Катехизис революционера" Нечаева. Снова и снова, будто у них пластинку заело. В промежутках они сражают интеллектом и статью абсолютно "плоских" женских персонажей, которые начисто лишены мозгов, хотят любого, кто произносит хотя бы пару связных фраз (а лучше - цитирует какого-нибудь философа), и чья функция в книге сводится исключительно к удовлетворению мужской похоти. Остальные дамы в романе либо клинически безумны, либо страдают комплексом Электры. Неудивительно, что герои Семпруна демонстрируют к своим дамзелям полное пренебрежение и одалживают их друг другу.
В этом романе вы не найдете ни одного толкового портрета, ни одного нормального объяснения, почему люди делают то, что делают, и как они дошли до жизни такой. В принципе, Семпрун, сам того не осознавая, охарактеризовал собственный опус:
... Романисты как чумы боятся всякого психологизма. Они затерроризированы критикой и страшатся прослыть немодными. Психология стала уделом вокзального чтива.И вот что я хочу сказать: уж лучше бы я читала это самое вокзальное чтиво, чем эту вычурную претензию на интеллектуальный роман.
3403