Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
Solovuschka4 апреля 2020 г.Человек может многое выдержать
У Ремарка практически все романы можно разбирать на цитаты. "Триумфальная арка" не исключение: много рассуждений о любви, войне, предательстве, о жизни в целом. И все это применимо и к сегодняшней действительности.
На меня роман произвел сильное впечатление. И пускай в нем нет интриг и загадок, и, возможно, кому-то он покажется слишком "ровным". А для меня он ассоциируется с одиночнством и пред рассветным часом, с утренним весенним дождём...
Все герои романа колоритны, у каждого своя история, свое прошлое и их линии судьбы пересеклись в Париже. И все действия начинаются около Триумфальной арки и заканчиваются недалеко от нее.
А ещё можно часто услышать что-то про "потерянное поколение", это понятие обычно связывают с определённым десятилетием:70-е, 80-е, 90-е... А на мой взгляд, яркого представителя "потерянного поколения" изобразил Ремарк. Хотя прилагательное "яркий" уж точно не подходит к главному герою. На мой взгляд, это человек с поломанной судьбой, с призраками, от которых не уйти и не спрятаться, с душей, выженной дотла... Оказашись молодым парнем на фронте, увидев все ужасы войны, увидев тысячи смертей и став причиной чей-то смерти. Он вернулся домой с тяжким грузом в виде воспоминаний. Попытался жить и работать во блага своего государства, но и тут его пропустили через мясорубку концлагер. Бежал и вынужден жить на нелегальном положении. И теперь это эмоциональный калека, который потерян для всех, в прочем, и для себя тоже. Он неплохой человек, готовый прийти на помощь. Умен, порядочен. Но оказался не нужным ни своей стране, ни той, где приходится прятаться и оставаться один на один со своими кошмарами. И спасают его ночные прогулки, сигареты и алкоголь.
Весь роман меня раздражала Жоан: она казалась неискренней, избалованной, взбалмашной, переигрывающей и меркантильной особой. Ее эти театральные жесты, высокопарные признания в любви, требования ответных признаний и желание поступков. Да, Равик в силу возраста, а может и опыта, предугадывал ее шаги и действия, но все же позволял себе быть пойманым на ее крючок. И пусть Жоан мне не нравилась, но только то, что ее появление в жизни главного героя прогнали холод из его души, позволили пробудиться его эмоциям, позволило мне "терпеть" ее выходки.
Я не могу сказать, любил ли Равик Жоан, иногда мне казалось да, вот оно это чувство, которое он холит и лелеет, старается скрыть от посторонних, а Жоан наоборот хотелось "показухи". А иногда, мне казалось, что она просто своим появлением лишь слегка пробуждает в нем чувства, но это не любовь, так как он сдержан и не подпускает ее близко к себе, эмоционально закрыт от нее. Не делится с ней своими тревогами и печалими... И все же многие поступки Жоан и ее поведение меня возмутили, а Равик и этому нашел оправдание...
А вот отношение Равика к Кэт Хегстрим со всем другие: они теплые и нежные. И внутренние терзания главного героя, в связи с обнаружением у Кэт серьезного заболевания, показывают нам то, что для него она больше, чем пациентка.
Невозможно не написать о дружбе Равика с Борисом Морозовым, с человеком, который оказался условно рядом в переломный момент с главным героем: встреча с врагом. Осуждаю ли я Равика, за то, что случилось в его последнюю встречу с Хааке? Нет. Ведь после этого наступило долгожданное душевное спокойствие. Может быть именно это позволило ему так сдержано отреагировать на последующие события.
Для меня это роман о стойкости человека, о чувствах и эмоциях, о дружбе, об отношениях. И он точно не может быть "ровным": эмоции, которые возникают после прочтения разрывают грудную клетку.
И вот Людвиг Фрезенбург с другими такими же эмигрантами покидают Париж в крамешной темноте и где-то там их провожает Триумфальная арка.8568