Рецензия на книгу
Под стеклянным колпаком
Силвия Плат
beautywithoutthebeast31 марта 2020 г.Обрушиться с едкой критикой на столь откровенное и честное высказывание было бы не то что кощунством, но очередным убийством Сильвии Плат. Однако с каждой страницей лавры культовой американской писательницы, на мой придирчивый взгляд, все отчётливее принимали очертания затянувшейся пиар-акции.
⠀
Говорить о неумелой прозе и несовершенстве слога Плат – все равно что танцевать на ее трупе. Да, роман написан словно в спешке, словно самая прилежная из всех прилежных студенток отделения английский филологии Ньюнхем-колледжа и не подозревала об издержках литературного мастерства. Но, в конце концов, какой толк в разглагольствовании о форме и содержании, если все это сводится лишь к пустому сотрясанию воздуха.
⠀
Роман Сильвии – это, во многом, автобиографичное изречение, словно написанное в бреду, в том истерическом припадке, в каком многие изливают на бумагу все самое темное и потайное, чтобы испустить весь свой дух, что называется, «в стол» и придать его не обнародованию, но ящику этого самого стола навсегда.
⠀
Аврелия Плат утверждала, что ее дочь не собиралась публиковать этот текст. И это похоже на правду. Действительно, все это кажется настолько личным и сокровенным, при этом «сырым» и недоработанным, что невольно создаётся впечатление, будто, читая это, ты совершаешь самое ужасное и безнравственное преступление в отношении чужого личного пространства, как если бы копался в чьих-то вещах и читал заметки в личном дневнике, не предназначенные для кого-то, кроме самого автора.
⠀
По правде говоря, весь этот лоск, приправленный непрошеной жалостью, который окутывает фигуру Сильвии Плат, походит на эксгумацию ее могилы. Она была девушкой глубоко несчастной и настолько же амбициозной, страстной до литературы. Но всю эту любовь, все ее наследие испохабили и опошлили до продукта популярной культуры, будто и прославившимся лишь тем, что осмелился засунуть голову в духовку.030