Рецензия на книгу
Religion Explained: The Evolutionary Origins of Religious Thought
Pascal Boyer
Аноним30 марта 2020 г."Дать имя воздушному ничто"
Никакой это не научпоп, это настоящий научный труд! Поэтому по ходу чтения надо писать конспект, иначе уложить в голове это все не просто.
Если вы воинствующий атеист, не обольщайтесь. Буайе подхоит к вопросу религии с непредвзятостью настоящего иследователя, он не даёт оценок, он проводит вскрытие. Эта книга не даст вам в руки разящего меча, она прояснит некоторые аспекты, поделится интересными фактами, опишет теорию, с которой трудно поспорить и останется только кивать. Но если вы не вели конспект, будет трудно собрать все рассуждения автора в единую стройную систему в своей голове, чтобы апеллировать к ним. Конечно, понятно, что все так, но вот выразить по-человечески это не удалось даже самому автору) уж очень его стиль научный, напоминает диссертацию. Да и за мыслью порой следить трудно. Однако монументальность сего творения несомненна.
Люблю книги, которые позволяют расширить кругозор, взглянуть под другим углом на вещи, мнение о которых уже крепко сформировалось, и переосмыслить их. Люблю, когда мне дают новый мыслительный инструментарий и помогают глубже осмыслять новое. Это все о книге Буайе. Я долго к ней подбиралась и очень рада, что не стала откладывать и дальше. Ничего супер заумного тут нет, все последовательно, со ссылками на источники и списками доп литературы.
К тому же Буайе не просто говорит о функциях и значении религии для человека и общества. Он копает глубже - ищет истоки религиозного в мыслительных шаблонах человека, в психических склонностях, образе восприятия и передачи информации. Это труд одновременно культурологический, философский и психологический, видимо из этих трёх компонентов и складывается антропология.
Автор развенчивает основные наши шаблоны один за другим: религия ничего не объясняет и никого не утешает, а отражает картину мира, преломленную через призму отношений с хищниками, социальных отношений и заботы о выживании. Также религия подстраивается под нравственные и социальные императивы, вписываясь в общий уклад. Но не все крупицы религиозного знания оказывают воздействие на человека, руководят его поведением . Возможно только те, которые ему полезны, чтобы узаконить свои действия? Возможно это как найти камень нужного размера, чтобы соорудить рубило-зубило?
Очень понравились рассуждения о идее чистоты, которая есть во всех культах и о запоминабельности отнологических противоречий - ее истоки, это информация о прежде неведомом, которое может быть важным, влиять на наши умозаключения и в итоге на исход событий, если встретится нам. Например, противоестественность метаморфозы, конечно заключается в нашем 100% знании, что человек коровой стать не может и наоборот. Но сам процесс превращения одного живого или условно живого в другое у нас уже есть в качестве шаблона: яйцо>курица, гусеница/куколка>бабочка, головастик>лягушка. Получается, что все сверхъестественные представления это кривое отражение воспринимаемого мира в отрыве от осознания этой связи. Как то же превращение или телекинез.
Интересно было про распознавание лиц у детей и собак. В его примере он сравнивает человека, жирафа и собаку, которые видят девочку с барашком. Человек и собака отличат девочку от собаки и разберут черты лица поскольку это предполагаеиый партнёр в сотрудничестве. Жираф увидит двух животных, ничьих черт лица не идентифицируя. А мне вот интересно, сложился ли у человека в ходе сотрудничества с собакой навык отличать собак по мордам и если нет, то почему.
А вот с котами автор слвбо знаком. Он пишет, что при взгляде на кошачьи когти, мы сразу понимаем, что он и для того, чтобы потрошить добычу)) мне сразу вспоминаются коты из мультиков, которые эффектно выпустив один коготь, вскрывают им консерву) но когти им нужны чтобы удержать пойманную добычу, а если они кого и потрошат когтями, то напавшего хищника, как зайцы.
Много интересного в этой книге, всего и не перескажешь)
Исследование очень глубокое и претендует на поиск универсалий и, если с общими выводами трудно не согласиться, то конкретные вещи иногда звучат спорно:
Например теория сглаза как заочного наказания по подозрению в ловкачестве (слишком улыбнулась удача - где-то смухлевал) не всегда работает. Например очень распространено представление о сглазе детей - тоже мне удача, у каждого есть дети. Или когда что-то человек делает, на него посмотрели дурным глазом, и он сразу напортачил. Тут мне кажется, дело может быть не в удаче, а в невыносимости пристального взгляда (который у наших родичей обычно сопряжён с агрессией).
Но кто мы, чтобы спорить с антропологами, им, конечно, виднее.
Эта книга крутая не потому что поражает новыми фактами, а потому что из всех уже имеющихся у нас знаний выстраивает очень логичную картину, которая и открывает нам понимание. Как например, детские воображаемые друзья: родители пугаются, что их дети имеют невидимого друга или защитника, но то, что они сами верят в невидимого вездесущего всемогущего защитника, разговаривают с ним, даже делают подарки - это разве не то же самое? Вот где дискриминация по возрастному признаку) А на деле воображаемый друг - всего лишь безобидный социальный тренажёр, в то время как религия далеко не всегда безобидна.
Думаю, если бы в школьном курсе религиоведения нам не только рассказывали об основных мировых религиях, а объясняли, как это работает и откуда взялось (краткой тезисной версией Буайе), меньше было бы мистиков и гораздо больше рационалистов.
Ну и пора уже, наконец, прочитать Докинзаэтого второго Дарвина)) В каждом приличном исследовании на него активно ссылаются, и он уже кажется совсем родным.
Не могу не похвалить прекрасный перевод и корректуру. Качество издания очень порадовало!311,5K