Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дом у кладбища

Джозеф Шеридан Ле Фаню

  • Аватар пользователя
    Аноним29 марта 2020 г.

    Не ужасы, не мистика и даже не детектив

    Чего ожидает читатель, видя на обложке книги многообещающие слова "ужасы, мистика"? Да и к тому же, уже одно название - "Дом у кладбища" - заставляет сердце биться чаще в предвкушении чего-то по-настоящему пугающего, того, от чего похолодеет кровь в жилах, а волосы на голове буквально встанут дыбом, и каждый новый переворот страницы будет сопровождаться замиранием сердца.

    Предупреждаю сразу - если Ваши ожидания совпадают с моими, то Вы будете жестоко разочарованы после знакомства с этим романом. И даже если Вы рассчитываете на остросюжетный увлекательный детектив - разочарование наступит столь же неизбежно.

    После чтения нескольких первых глав меня посетило ощущение дежавю, которое не покидало меня уже до самого конца повествования. Да это же Уилки Коллинз собственной персоной! Кстати говоря, в одной из аннотаций Ле Фаню как раз называют ирландским Уилки Коллинзом и Эдгаром По. И если со вторым я бы основательно поспорила, то насчет первого - точное попадание!

    Язык и стиль повествования практически идентичны, присутствует то же обилие второстепенных персонажей (хотя разобраться в том, кто из них главный, а кто второстепенный не представляется возможным), та же самая традиционная английская ирония и юмор, то же самое изящество слога и колоритность характеров героев.

    Но самая главная их общая черта - это полное отсутствие интриги! В самом деле, практически с самой завязки истории преступления читателю становится ясно, кто главный преступник и убийца. Так что, с точки зрения детективного жанра - тут ловить явно нечего.

    А еще мне не хватило той динамики сюжета и "компактности" произведения, которые не дают заскучать при чтении романов Коллинза. Плюс, еще один момент, существенно затрудняющий чтение - обилие персонажей книги, поначалу мне приходилось то и дело возвращаться на пару глав назад, чтобы разобраться, кто есть кто.

    Что же касается сравнения с неподражаемым Эдагором По, то (судя именно по этому роману Ле Фаню) я не обнаружила ничего общего между этими двумя авторами. Мистическая составляющая романа "Дом у кладбища" сводится всего лишь к истории, рассказанной старой нанюшкой своей юной подопечной - о руке, которая необъяснимым образом стала появляться в доме, вскоре после кончины хозяина. И, как ни странно, но в дальнейшем на страницах романа нет ни одного упоминания об этом случае. Как будто автор просто забыл про "призрачное" ответвление сюжета.

    Кроме того, книге явно не достает той атмосферы мрачности, напряженности, нарастающего волнения и тревоги, доходящих до ужаса, чем так славятся произведения По.

    К слову сказать, роман был встречен современниками писателя довольно прохладно, к несказанному его огорчению, ведь он считал "Дом у кладбища" вершиной своего творчества. При его создании Ле Фаню ставил перед собой задачу показать социальный уклад Ирландии, в том числе путем раскрытия личности злодея - в те времена люди привыкли связывать преступления с нищетой и низшими классами общества. Ле Фаню же дает понять читателю, что зло может сущестовать в любом обличье и скрываться не только в мрачных и темных трущобах, но и в роскошно обставленных гостиных богатых домов.

    Для литературы того времени, это был действительно настоящий переворот, а Ле Фаню был одним из первооткрывателей социальной драмы в готической литературе.

    Уже только поэтому стоит продолжить знакомство с произведениями этого ирландского писателя.

    16
    404