Рецензия на книгу
Задверье
Нил Гейман
ewharita26 марта 2020 г.Гейман такой Гейман, конечно. Люблю его очень, но что-то всегда смущала. И вот теперь я поняла — персонажи! Очень все образные и атмосферные, но абсолютно безличные, скорее персонажи-функции, чем глубоко раскрытые личности.
Вот возьмём главного персонажа, Ричарда Мэйхью. Рассказ в основном ведётся с его точки зрения, так что, казалось бы, сочувствовать и сопереживать мы должны именно ему. Но не получается. Он — среднестатический обыватель, офисный работник, живущий обычную и скучную жизнь, который волею судьбы оказывается втянут в Приключение. Он тот самый сказочный Иван-дурак, который ничего не знает и всему удивляется, но в итоге в конце оказывается героем. Однако его главная мотивация всю книгу — вернуться к обычной жизни. Почему и зачем, непонятно. Даже эпизод с испытанием у монахов не сильно раскрывает глубину его характера. Да, он боится стать изгоем и быть выкинутым из общества. Да, ему удается этот страх перебороть (пусть и не с первого раза). Однако все эти повороты несут в себе глубину и сложность ровно настолько, насколько мы сами готовы её вложить. Как в любой волшебной сказке. Герой проходит испытания и меняется, однако все в строго заданных рамках функциональности, без особых страданий и размышлений. Однако мы сами, как читатели, можем разворачивать этот пласт до бесконечности, наделяя его смыслами и проживая на своем личностном уровне.
Другие персонажи также представляют собой классические архетипы. Прекрасная дама леди Дверь, во имя которой герой и пускается на подвиги. Хитрый и обаятельный трикстер маркиз Карабас, способный обойти даже смерть. Абсолютные чудовища мистер Круп и мистер Вандемар. Коварная соблазнительница Ламия. Сильная Охотница, главная цель которой — охота на Зверя. И, конечно, главный злодей, слишком внезапный, но оставляющий пространство для обсуждения. В общем, целая галерея интересных портретов, которые, увы, не отличаются глубиной.
Но знаете, этим то Гейман и прекрасен. Он пишет сказки в самом лучшем смысле этого слова. Архетипические повороты здесь облекаются в современный контекст и невероятную атмосферу. И, кажется, ничего прямо особенного в них нет, но каждая история попадает прямо в сердце задевая что-то детское, но волшебное.
Кстати, говоря о персонажах в "Никогде", я всё же обошла вниманием центрального персонажа — сам Лондон! Вот он то показан в книге во всей своей красе. И метро, и дворы-переулки, и крыши домов, и старые аббатства. И все это наполнено особой городской поэтикой и любовью автора. И безумно забавно, как Гейман обыгрывает топонимику, наделяя её двойными смыслами. Так что если вы любите, даже не Лондон, а городскую романтику, верите в параллельный мир в метро, думаете, что должно быть нечто большее, чем просто дома и улицы — "Никогде" это абсолютный мастрид. Не смотря ни на что, я получила невероятное удовольствие и вдохновение от чтения. Чего и вам желаю!
4276