Рецензия на книгу
S. N. U. F. F.
Виктор Пелевин
Аноним28 декабря 2011 г.Прочел новый роман Виктора Пелевина. Что сказать? Хороший ли это роман или бессмысленное г...о, которое писателю, пусть и хорошему, приходится ежегодно выпускать по условиям контракта? Меня терзают смутные подозрения, что все же это г...о. Тем не менее, Мэтр явно не потерял мастерства. И замечательно нарисовал перед нами постапокалиптическую антиутопию, правда с ехидным злорадством вплетя в сюжет несколько злободневных (и не очень) тем.
Люди будущего, которые действуют в романе - проекция нашего сегодняшнего мира, но проекция сильно искаженная. Слова, привычные нам сегодня, приобретают другой смысл и иногда это получается дико смешно, а иногда становится страшно. Общество, построившее себя на основе фильмов, доставшихся ему от исчезнувшей цивилизации, то есть от нас, выглядит карикатурным и отвратительным. В нем нет ни одной привлегательной черты. Все развилось в ужасные формы и Пелевин сознательно доводит многое, что сегодня волнует нас, до абсурда.
Так, под влиянием борьбы с педофилией в обществе людей возраст согласия значительно вырос - до 46 лет. Так, богатые урки, жители "нижнего царства" Уркаины, все же стремятся вырваться из своей страны в Лондон - хотя Лондон это всего лишь проекция на экране.И война - не война, а всего лишь информационная жвачка, в которой победу одерживает тот, у кого информационные технологии развиты лучше. Более того, войны развязываются именно для того, чтобы был информационный повод. И это так напоминает день сегодняшний... И многое, многое другое в том же духе. Пелевин играет словами и смыслами и если вначале это заставляет изредка улыбнуться или восхититься гибким умом писателя, то к концу романа начинает утомлять.
Через весь роман проходит история любви толстого пупараса Демилолы к своей человекоподобной кукле-наложнице Кае. Но чтобы история не потеряла в качестве, Пелевину нужен был конфликт - и Кая влюбляется в юного орка Грыма. Парочка сбегает в неведомый жителям постинформационного общества рай, а сам офшар Биг Биз, огромный многомиллионный висящий над землей на антигравитационном приводе мегаполис, гибнет.
Ну, что Пелевин мастер, это понятно каждому. Через какое-то время все же начинаешь героям сопереживать, постепенно осваиваясь в этом королевстве кривых зеркал. Мне даже стало жаль, когда орки, эти недолюди для надменных жителей Биг Биза, вдруг ни с того ни с сего вдруг умудрились взрывом повредить гиперпривод летающего города. Ведь становится очевидно, что изнеженным элитариям не выжить в мрачном мире среди полудиких урков. Людям, привыкшим, опьянять себя образами, которые они берут из наследия ушедшей эпохи, предстоит лицом к лицу встретиться с мрачнейшим средневековьем. И честно говоря, как-то им этого не желаешь.
Читать или не читать? Мне, прочитавшему "Чапаев и Пустота" еще тогда, когда о Пелевине мало кто слышал, так или иначе нравится любая новая вещь писателя. Людям, которые незнакомы с тем, как Пелевин выстраивает свои миры, лучше не читать S.N.A.F.F. Им явно не понравится. Особенно, если они из Украины.544