Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
Аноним22 марта 2020 г.Вереск и судьбы
«Грозово́й перева́л» (1847) (англ. Wuthering Heights) — единственный роман поэтессы Эмили Бронте и самое известное её произведение. Образцово продуманный сюжет, новаторское использование нескольких повествователей, внимание к подробностям сельской жизни в сочетании с романтическим истолкованием природных явлений, ярким образным строем и переработкой условностей готического романа делают «Грозовой перевал» эталоном романа позднего романтизма и классическим произведением ранневикторианской литературы.
Хитклифф — центральный мужской персонаж романа. Отец Кэтрин Эрншо подобрал его на улице и спас от голодной смерти. Происхождение Хитклиффа является туманным. Отмечается, что он обладал смуглой кожей, темными волосами и был похож на цыгана. В детстве они с Кэтрин были лучшими друзьями, а затем полюбили друг друга. Хитклифф одержим ею, озлоблен и мстителен, причём месть распространяется не только на врагов, но и на их наследников. Является байроническим героем. Образ его до конца романа оказывается окутан некой тайной. Жена Хитклиффа Изабелла задаётся вопросом, человек ли он вообще? Кэтрин Эрншо — свободолюбивая, эгоистичная и немного избалованная молодая девушка, которая любит Хитклиффа так же, как и он её. Однако она сочла, что он не годится ей в мужья, так как недостаточно хорошо образован и беден. Вместо этого Кэтрин выходит замуж за своего друга Эдгара Линтона, втайне надеясь, что это поможет Хитклиффу пробиться в жизни. Однако Эдгар и Хитклифф ненавидят друг друга до такой степени, что беременная Кэтрин заболевает физически и психически, сходит с ума и, в конце концов, умирает. Главная сюжетная линия романа - непонятная, волнующая страсть этих двух героев, вокруг которых - другие сюжетные линии связываются сами собой. И этих сюжетных линий, которые могут быть более волнующими - здесь действительно множество - родственные связи семейств Эрншо и Линтонов этому более чем способствует. Следующее поколение Эрншо и Линтонов (вторая половина сюжета) - история отношений Линтона Хитклиффа (сын Хитклиффа) и Кэтрин Линтон (дочь Кэтрин Эрншо) - отдельная трагическая линия романа - история трагической любви молодых людей, к которым где-то сбоку пристраивается - Гэртон Эрншо (сын Хиндли Эрншо - брата Кэтрин). Судьба воспитания этих молодых людей - может показаться ещё более трагической: деспот Хитклифф никак не воспитывает племянника и сына - когда те полностью превращаются в "запуганных и дерзких волчат", а Кэтрин не может найти того человека к которому она смогла-бы отдать всю свою любовь и доброту.
Образцово продуманный сюжет (множество сюжетных линий, яркие и сочные образы всех героев с потрясающей психологией), новаторское использование нескольких повествователей (рассказ здесь ведётся от Локвуда — жильца Хитклиффа, снимающего Скворцы, спустя примерно 20 лет после основных событий романа, который пересказывает рассказ о семействах от Эллен Дин или Нелли — экономки в Скворцах, которая была очевидцем всей истории), внимание к подробностям сельской жизни (глухой и пустынный пейзаж вересковой пустоши с двумя поместьями, глубокий образ Джозефа — старого лицемерно-набожного, грубого и сварливого слуги в Грозовом перевале (который пережил несколько поколений своих хозяев), множество собак в двух поместьях, описание местной природы).
Роман-загадка, опрокидывающий все привычные представления о добре и зле, любви и ненависти - "Грозовой перевал" - одно из самых уникальных произведений мировой литературы. Эмили Бронте была вынуждена опубликовать его за свой счет и под мужским псевдонимом. Пока одни рецензенты восхищались оригинальностью автора, другие пришли в ужас от того, что происходит на вересковых пустошах Йоркшира, где бушуют демонические страсти сильных личностей, не желающих идти на уступки друг другу. Общество того времени было поражено необычайной эмоциональной силой романа и потрясено смелостью моральных концепций. Мрачные пустоши северного Йоркшира со сгибаемыми ураганным ветром деревьями служат фоном для развёртывания подлинной трагедии в древнегреческом смысле этого слова. Перед нами история о стервозной любви, молодушии, деспотизме - когда этот "коктейль" начинает "передаваться" от родителей к детям, и дети с этим "всем" должны как-то "жить" или "выживать". Проблемы отцов и детей во всём своём блеске, мрачности и распущенности. И как говорится - "в тихом омуте - черти водятся".2261