Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Любовник леди Чаттерлей. Новеллы

Дэвид Герберт Лоуренс

  • Аватар пользователя
    Аноним21 марта 2020 г.

    Чувство и чувственность

    Спорю на корову, когда речь заходит о «скандальной» книге, то в голову вам приходит что-то вроде «Лолиты» и «Эммануэль». Новеньким для меня в этом ряду стал роман «Любовник леди Чаттерлей» Дэвида Лоуренса.
    Этот роман – последнее и самое известное детище Лоуренса. Оно было издано в 1928 году, и, разумеется, в то время разговоры о чувственности и сексуальности были еще чем-то из ряда вон, хотя уже появлялись эмансипе, да и война не прошла даром.
    Вначале кажется, что это обычное произведение об аристократке, но история Констанции Чаттерлей и ее благополучного раскрепощения имеет совершенно противоположный трагедийному оттенок.
    Как быть, если муж не способен не только передвигаться, но и выполнять супружеский долг? Да еще и дает карт-бланш на измену?
    Образ Клиффорда показан не только физически искалеченным, он выступает в качестве метафоры отмирающей аристократии, больше неспособной поддерживать иллюзию благополучия. К тому же, не таким герой оказывается и добреньким. Как человек и как супруг он только казался понимающим и адекватным. Со временем Констанция понимает, что это эгоистичный, неуверенный в себе тиран.
    Конни, в отличие от героинь Флобера и Бальзака – не фам фаталь. Она верная жена, достаточная скромна и заботлива. Но несчастлива, потому что, как утверждает Лоуренс, львиную долю благополучия для человека занимает физическая сторона вопроса. И это не только про секс. Это о свободе самовыражения. Танец под дождем для него – тоже счастье.
    Загадочным и сложным оказывается для читателя «гвоздь в стуле» всего романа – тот самый любовник, Оливер Меллорс. Он егерь, и, как и Конни – «лишний» человек, и это и сближает их. Он – слишком образован и целен для своего шахтерского городка, но буржуа никогда не примут его в свой круг, а она, желая жить простой жизнью, в свою очередь никогда не станет своей в рабочей среде, а тухлые занудные аристократы вызывают в ней только отвращение. Не знаю, насколько в реальной жизни для них было бы возможно счастливое совместное существование, потому что, отнюдь, мистер Лоуренс, отношения держатся не только лишь на постели.
    Не стану наливать молодое вино в ветхие мехи, говоря, что в романе больше мужской доминанты, роману все-таки почти столетие. Освобождение внутреннего я, принятие своей сущности и своего тела, его потребностей – это и есть основная идея романа. Тем удивительнее, как писатель попал в точку, ведь тема сегодня очень злободневная.

    0
    60