Рецензия на книгу
Тайные виды на гору Фудзи
Виктор Пелевин
Аноним18 марта 2020 г.игуаной вам по нирване
Будущее неясно, а смерть неизбежна – помните про это всегда.«Мать, мать, мать», – привычно отзывалось эхо. Ну вот, оскоромилась – в пост Пелевина прочитала, вернее прослушала. Половина слов оказалась непечатной.
С Пелевиным я распрощалась после его вампиров, которые оставили отвратительное послевкусие литературной деградации, и больше не интересовалась, что экс-мастер и/ или его литературные негры делают.
И вот, спустя годы, рецидив. Случился он из-за темы. Рассказали мне, что главная линия «Тайных видов на гору Фудзи» связана с буддизмом и медитацией випассана, в которую я влипла лет десять назад, и захотелось почитать, что же Пелевин про это знает.
Пишет дельно, хотя и в своем стиле (мать, мать, мать…). Уж не знаю, из собственного опыта или по источникам (вот в этом, например, руководстве можно прочитать подробное описание всех 16 ступеней практики), но симптоматика и развитие болезни бизнесменов, которые платили стартапу «Фуджи И» за экстази, а познали непостоянство, истину о страдании и пустотности всего сущего, описана со знанием дела.
«Сукка-випассана» подобна полостной операции без наркоза, только не физической, а ментальной. Если люди идут к этому сознательно и постепенно, то это тоже больно, но не так страшно, а братков бросили в бездну без инструкций и страховки.
То, что я переживал, уничтожало всякую возможность получать от жизни знакомые формы радости. Все рассыпалось в последовательность бессмысленных быстрых ощущений, не имеющих никакой собственной ценности. Если таким было пробуждение, о котором говорят мистики, так лучше бы я спал себе дальше – и видел сны, и зеленел среди весны…Впрочем, поделом: форбесовские миллиардеры сами решили осуществить рейдерский захват тех уровней, на которые монахи, транслировавшие им свое медитационное состояние, не пускали. Они думали, что там больше кайфа. Ага, как же! Кайф – это замануха начальных стадий, а когда опомнишься и найдешь себя утратившим самоидентификацию и всяческую мотивацию, уже поздно – изменения необратимые. А до нирваны, как до звезды. Вернее, дальше. У звезды хоть какие-то условные координаты в пространстве есть, в которые мы как бы верим. Хотя, разумеется, все иллюзорно.
В целом, терзания бизнесменов позабавили и вызвали сочувствие. Хотя мне сложно представить, как они воспринимаются людьми, далекими от буддизма и медитации. Вероятно, как какая-то абстракция, тогда как, на самом деле, это сухая конкретика.
Вторая линия романа – мрачная феминистская жесть. Несмотря на всю логичную выверенность дискурса «Новых охотниц» (они же – игуаны), лично я восприняла все эти россказни про pussyhook (если по-русски процитирую, то отправят в неформат), как какой-то бредняк. Этакий феминистский Кастанеда с мистическими зельями и возрождением матриархата в новом качестве. В концепции игуан явно хромает целеполагание. То есть борьба очевидна, а вот конечная цель – расплывчата. Наверное, чтобы …уемразям плохо было, а игуанам – хорошо.
Меня удивило, что одна моя знакомая восприняла концовку как несомненную победу главной героини Тани. Типа, она всех «уделала» своим крюком и пролезла в дамки. Победа, по большому счету, сомнительная, хотя и с очевидными материальными бенефитами (простите за мой рунглиш). Но это, наверное, потому что я с общечеловеческой точки зрения смотрю, а не с игуаньей.
Интересно, что этот самый могущественный hook (пи-пи-пи крюк), не смог пробиться на уровень буддийской практики, пока она поддерживалась монахами. А монахами вторжение игуаны в ментал воспринималось как древняя темная магия.
По моему мнению, выигравших в книге нет, и все это – пустое колыхание теней и подтверждение непостоянства и неудовлетворительности человеческого состояния. И кажется неслучайным, что заключительные страницы написаны с точки зрения буддийского монаха. Отстраненно так и без эмоций.
Высокую оценку ставлю за грамотное развитие буддийской темы. Сюжет – пустышка, катарсиса не состоялось. Пойду лучше помедитирую, чтобы почистить весь этот мат, приблатненный жаргон и феминистскую ересь.
P.S. Уже написав рецензию, заглянула в аннотацию. Вот уж где мать, мать, мать (Пелевин - займи слов!). Все до кучи впихнули, чтобы напустить туману.
281,4K