Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Рассказы о Родине

Дмитрий Глуховский

  • Аватар пользователя
    Аноним17 декабря 2011 г.

    «Метро 2033», «Метро 2034», «Сумерки» - вот самые известные, культовые романы талантливого писателя-фантаста Дмитрия Глуховского. Летом 2010 года опытный корреспондент, работавший в «горячих точках», ведущий программы на радио и телевидении, выпустил свою новую книгу, резко отличающуюся от своих предыдущих постапокалиптических романов. Книга «Рассказы о родине» - это не попытка идеализировать и восхвалить нашу страну (как могло бы показаться из такого патриотического названия), но это попытка, и весьма успешная, как можно более объективно взглянуть на современную российскую действительность, на тот страшный мир, в котором мы вынуждены жить. Перед нами размышления автора о Родине, такой, какая она есть, без грима, без прикрас, без лишнего фальшивого патриотического пафоса, о Родине с её послушно-нищими и бесстыдно-богатыми.
    Однако нельзя сказать, что книга совсем не похожа на более ранние произведения автора. Как писатель-фантаст Глуховский и здесь не обходится без фантастических сюжетов, героев, ситуаций. Но если в «Метро…» и «Сумерках» фантастика – это способ создания другой, вымышленной реальности, то здесь фантастические элементы привносят ироническую струю.
    Писателя и журналиста Глуховского интересует жизнь России начала 21 столетия в различных её плоскостях. «Рассказы о родине» охватывают самые разные стороны нашей жизни, героями этих рассказов являются представители самых разных социальных слоёв и профессий: от Президента до пенсионерки, от научного деятеля до гастарбайтера, от министра финансов до рабочего лесопилки.
    Кто контролирует выборы в нашей стране? Откуда такие бешеные цифры относительно объёма коррупции в России? Какие люди руководят народом? Кто нелегально торгует человеческими органами на главной стройке Москвы? Существуют ли защитники правопорядка, не берущие взяток? Какие телешоу интересны сегодняшнему россиянину?
    Глуховский подвергает жёсткому анализу современных рекламщиков-пиарщиков, которым предлагают придумать новую патриотическую концепцию, но кроме идеи раскрасить «Семнадцать мгновений весны» им ничего больше не приходит в голову (рассказ «Одна на всех»); автор иронизирует и по поводу представителей власти, их невежества, грубости и пошлости (рассказ «Utopia»). Кроме того писатель затрагивает и тему науки: заглядывая в недалёкое будущее, Глуховский пишет о создании учёными силиконового мозга и о необычайной популярности этого открытия среди обычных людей-потребителей.
    На мой взгляд, наиболее удачными рассказами сборника являются рассказы «Чё почём», «Благое дело», «До и после», «Deus ex Machina».
    О том, в каких условиях трудятся иностранные рабочие на самой грандиозной стройке Москвы, о частых несчастных случаях на территории башен «Москва-сити» и о нелегальном бизнесе, которым промышляют начальники этой стройплощадки, повествует Глуховский в рассказе «Чё почём». Шокирует и приводит в ужас образ генералов, директоров и прочих начальников стройки, которые выгодно торгуют органами погибших таджиков и молдаван, умело заминая публикации об этих смертях в прессе. Пугает та прямота и цинизм, с которыми генерал, герой рассказа, произносит слова: «Замечательный, рентабельный, мудрый бизнес».
    В другом рассказе сборника Глуховский обличает коррупционеров. Капитан милиции Ломакин, испытывающий отвращение к взяточникам, расследует запутанное дело, в котором фигурируют известные имена. Требуя закрытия дела, от него пытаются откупиться, но Антон решает в одиночку разоблачить эту банду коррупционеров. Но, поймав их, Антон выясняет, что это не люди, а инопланетные существа, застрявшие на нашей планете. А деньги нужны этим существам на постройку корабля для отправления домой. Так с помощью полуфантастического сюжета рассказа «Благое дело» Глуховский заставляет нас задуматься: а как иначе объяснить эти шокирующие данные статистики об объёмах коррупции? Кажется, лишь бесчеловечные, неземные существа способны столько денег «вытягивать» из народа!
    Кроме того, писатель в своей книге не обходит стороной и священный символ демократии – избирательную систему нашей страны. События рассказа «Deus ex Machina» развиваются тоже почти фантастическим образом: избирательные процессы в России контролируются точной машиной – Государственной Автоматизированной Системой «Выборы», а значит, не будет больше подкупов, взяток, подтасовок (ну разве не фантастика?!). Но, как показывает дальнейшее развитие событий, ничего не меняется, всё остаётся по-прежнему. В этом рассказе чувствуется безысходность: кажется, уже ничто не способно изменить существующее положение вещей.
    Безусловно, в сборнике можно найти ещё много стоящих рассказов, не менее честных и смелых.
    В целом, несмотря на иронический стиль сборника, он вовсе не заставляет читателя смеяться. Многие рассказы рождают мрачные ощущения, чувство безвыходности. Но одновременно приходит понимание, что эти ощущения возникают из-за правдивости, пусть иногда страшной и грубой.
    Сам писатель говорит о «Рассказах» следующее: «Мне кажется, что сборник создаёт целостный и довольно критический взгляд на современную российскую действительность. Книга получилась, мягко говоря, хулиганская. Под невинной обложкой, стилизованной под советскую, скрывается вызов». По моему личному мнению, вызов и хулиганство Глуховского и его книги заключаются в том, что, описывая болезни российского общества, он не даёт советов, как вылечить эти самые болезни. Он лишь указывает симптомы, а нам, читателям, предлагает серьёзно задуматься о судьбе больного, имя которому – Родина.

    8
    52