Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц
Айрис Мёрдок
Аноним15 марта 2020 г.Когда впервые услышала об этой книге, мне её представили, как историю запретной любви и несколько лет я считала, что именно это ожидает на страницах книги. Оправдалась ли эта характеристика? Не совсем, ведь под любовью подразумевались отношения пожилого мужчины и юной девушки, а этого тут не было. Конечно, с моей точки зрения. Сколько бы ни вглядывалась и не искала эти чувства, находила лишь зацикленность героя на самом себе. И это немного запретно, в том смысле, который «подавался» в книге. Чуть позже поясню, о чём собственно я.
Это красиво написано, некоторые фразы пробирали до самых костей и причиняли боль. В стиле «полёта мысли», к которому я благоволю, только ни персонажи, ни развитие сюжета не всколыхнули внутри ничего. Вышел такой средненький роман, где герой «размазывал» свою значимость на тысячу и одну страницу, потому что ему больше заняться не чем было. Иногда буквально видела, как он старается показать себя с лучшей стороны, пока остальные творили не пойми что и не понятно почему.
«Вот он я прекрасный писатель, который не граммофон и не гонюсь за популярностью, а теперь посмотрите на моего друга. Вот он я замечательный человек, сохранивший мир с собой, а теперь оглянитесь на никчёмного бывшего врача, который спился и, кажется, сошёл с ума». И так с каждым персонажем, которого встречал герой. Зацикленность на себе и выставление положительной стороны не есть плохо, но когда с этим не перебарщивают, превращая остальных в театр абсурда.
Брэдли Пирсон может и не был плохим человеком в прямом смысле этого слова, но он ни разу не старался посмотреть на кого-то, помимо себя. В дружбе, в семье, в любви, которую назвали запрещённой.
Арнольд для него был наглядным примером того, каким не стал он сам. И когда герой «топил» себя в комплексах и печали, его друг представлялся этаким злодеем, причём не самым умным. Стоило вернуться к хорошему настроению, и он превращался в человека, в котором герой до конца не разобрался. Приобретал новые качества, исключительно положительные и словно менялся целиком.
Присцилла живое напоминание о прошлом, а ещё о никчёмности, от которой он так старался сбежать. Не в духе «отрину её и никогда не вернусь», а в духе «продолжу притворяться, что её не существует». Герой видел её старой и бесполезной, брошенной и никому не нужной — а к нему-то постоянно обращались, по его собственному разумению. И меня не возмутил его поступок ближе к финалу, потому что я с ним согласна — когда ничего нельзя изменить, нет причин бросаться назад и лить слёзы, но мне отвратительно, что он не вынес другой урок из этого. Я о доверии, но если честно в этом ничего удивительного, ведь это возвращает нас к зацикленности.
Джулиан — та самая юная и невинная девушка, к которой герой внезапно воспылал чувствами. Поверила ли я хоть на миг в них? Естественно, нет, ведь в сцене признания прекрасно видно, чем является для героя любовь к юной особе. Ему неинтересно то, что ощущают к нему другие, ведь ему хватает собственных чувств. Он упивается ими, в какие-то моменты страдает из-за этого, в другие чувствует неописуемую радость, да такую, что ни есть, ни пить не может.
А теперь к запретному в истории. Можно ли считать, что такое отношение к себе неправильно и не имеет места быть? У этого вопроса никогда не будет единого ответа, но как говорится — от любви к себе до эгоизма один шаг. Впрочем, есть ли зацикленность проявление любви?.. Так вот, для меня запретно то, что это вообще называют любовью, ведь, несмотря на поступки героя, любить он не умеет. Ни себя, ни других. Он создан для многочасовых рассуждений о творчестве Шекспира и критики всех окружающих, которую ни разу так не назовёт, ведь он хороший.
И ещё одно, не уверена, что послесловия испортили впечатления от книги — в каком-то смысле они привнесли в историю оживление, но мне хотелось бы видеть иной финал. Какой именно, ответить не могу, но точно не тот, что создала автор.Знакомство с автором продолжу, у неё прекрасный стиль и слог, но что-то подсказывает мне, что нам так никогда и не отыскать друг в друге нужного. Но попытаться стоит.
792,5K