Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Religion Explained: The Evolutionary Origins of Religious Thought

Pascal Boyer

  • Аватар пользователя
    Аноним10 марта 2020 г.

    прочитай. перечитай. пойми.

    Сильнейшая книга.

    Но очень сложная.

    Если честно, сначала я удивлялся тому факту, что многие считают её непонятной и сложной. Читается, вроде легко, всё доходчиво, иногда разжёвано. Но затем, в один момент, что-то пошло не так и я до сих пор не понял где мой прокол и почему всё резко стало непонятно. Быть может, я просто ослабил внимание. Кто знает.

    Главный вопрос книги: откуда у нас (в нас) берутся религиозные верования и идеи?

    На который автор отвечает через тот аргумент, что в нашей психике религии нет, но есть возможность к ней обратиться, как подцепить насморк или запомнить мелодию.

    И дальше всё начинает раскручиваться, закручиваться и ты такой сидишь со своими среднестатистическими представлениями о религии: да ну на... (ого).

    Что я имею ввиду под среднестатистическими представлениями?

    Ну вот, например, автор спрашивает у своего читателя: откуда берутся религиозные убеждения?

    И снизу списочек из самых распространенных версий (среди которых, скорее всего, будет и ваша):

    - религия даёт утешение;

    - религия объясняет (природу, происхождение зла, происхождения всего);

    - религия даёт общественный порядок;

    - религия - это иллюзия.

    Где под каждым пунктом ещё несколько версий.

    Ну так вот, с вероятностью 95% (если вы обычный читатель) в вашем сознании уже есть одна из этих версий, и пробежавшись глазами по списку, вы скажете: вот, да, я думаю что {это}.

    А потом бац. И нет. И всё намного сложнее. И вы погружаетесь в аспекты нашего разума, заглядываете в своё детство, останавливаетесь на эволюции и её влиянии на наши устои и привычки, попутно делая еще несколько важных остановок, помогающих (или наоборот всё больше запутывающих) вам разобраться в хитросплетениях религиозных верований.

    С моей стороны было бы ошибкой пытаться что либо объяснить вам для подогрева интереса, так как: 1. я бы не смог; 2. не хочу лишать вас возможности самостоятельно погрузиться в этот фундаментальный вопрос, и возможно, кардинально изменить своё представление о религии и верованиях. Лично у меня так и произошло.

    13
    946