Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Плоть

Жулиу Рибейру

  • Аватар пользователя
    Аноним9 марта 2020 г.

    Неизвестный мне ранее бразильский автор, скандальный провокационный роман - это была чистейшей воды авантюра, но, в целом, эксперимент можно признать удачным.

    Главная героиня романа - девушка образованная, независимая как материально, так и по части образа мыслей, да и вообще опередившая свое время. Отвергнув череду ухажеров, замужеству она до поры до времени предпочитает интеллектуальное развитие и самосовершенствование, как вдруг попадает в капкан физиологии, расставленный подлой природой. Тут-то и возникает конфликт разума и зова плоти, головы и... ну вы поняли.

    Вначале я все порывалась сравнивать этот роман с "Любовником леди Чаттерли", и тут меня ждал первый сюрприз. "Плоть" была написана в 1888 г., то есть опередила "Любовника" на 40 (!) лет. При этом, про роман Лоуренса знают буквально все, а про Рибейру - и горстка не наберется. Хотя, по моему мнению, "Плоть" более логична, последовательна, атмосферна и лучше написана. Это не значит, что я полностью согласна с авторскими рассуждениями по поводу женской физиологии и чувственности, но в том, что касается материально-описательной составляющей романа - здесь должна отдать автору должное. Описания у него получились объемными, насыщенными, живыми, будь то любование телом, природой, процесс варки сахара или наказание рабов.

    С самого начала романа как-то невольно понимаешь, что хэппи-энда ждать не стоит. В отличие от леди Чаттерли, героиня "Плоти" не замужем, зато женатым оказывается ее избранник, и хотя брак его давно превратился в фикцию - развод невозможен. И в общем, мне понравилось, как все разрешилось в конце, и что Ленита все же осталась верна своему практическому складу ума. В этом она мне напомнила еще двух английских героинь - фаулзовскую Сару и Кристабель Антонии Байетт.

    При всей своей плотецентричности, натурализме и откровенности, роман нельзя назвать пошлым. Плоть здесь выступает скорее некой метафорой западни или тюрьмы, мерилом страданий в большей степени, чем наслаждений. Тут и хворь, приключившаяся с героиней на фоне пробуждающегося и неудовлетворенного желания, и странные ритуалы рабов, и боль телесного наказания, и парализованная мать Барбозы, и сам герой-любовник, медленно теряющий контроль над своим телом на смертном ложе. Описание процесса умирания от яда - привет "Госпоже Бовари".

    Вообще, яды в этом романе играют существенную роль. Лениту кусает ядовитая змея, рабы травят друг друга, Барбоза совершает самоубийство с помощью яда кураре. То есть христианская концепция "умерщвления плоти" здесь как бы обретает буквальный смысл. Но только Барбоза, умерщвляющий себя сам, перед смертью достигает некого просветления и понимает, что все - суета сует.

    19
    2,2K