Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лабиринт отражений

Сергей Лукьяненко

  • Аватар пользователя
    Аноним6 марта 2020 г.

    «Время выныривать»

    Автор создал виртуальный мир и назвал его Глубиной. Хорошее название, многообещающее. Но глубина оказалась, совсем не глубиной, а отражением окружающего нас мира, не только внешнего, но и внутреннего мира каждого человека. Под видимостью свободы и вседозволенности, люди могут воплощать в виртуальности то, чего они лишены в обыденной жизни, создавая свою иллюзию и отдаваясь ей.
    В книге отмечены особенности поведения людей в виртуальности, например, когда ничего не представляющий из себя человек, создает образ супергероя, а хитрый и сильный может принять образ незаметного и хилого.

    Книга читается легко, поначалу с интересом, так как ожидаешь раскручивания сюжета, и первоначальные завязки событий обещают что-то особенное. Но после прочтения осталось разочарование и непонимание - «а в чем сила книги?». Возможно, интерес читателей был в том, что для 1997 года эта тематика была в новинку.
    В книге рассматриваются проблемы пересечения реальности и виртуальности. Отмечаются какие-то достоинства виртуальности, например, возможность проявлять творчество в создании своих миров. Но для этого необходим собственный сервер и большие денежные вливания.
    В большей степени виртуальность потакает деградирующим качествам, например, можно реализовывать свои извращенные сексуальные фантазии, почти безнаказанно и без последствий срывать агрессию, убивая монстров и игроков.

    В сюжет вводиться персонаж-загадка, которую необходимо разгадать главному герою. Чувствуется попытка автора придать виртуальности какой-то глобальный смысл, как месту пересечения разных миров. Но все это в итоге выглядит поверхностным от незавершенности поставленных перед читателем идей. Некоторые из них выглядят не просто непродуманными и не имеющими решений, но и с искусственными попытками придания смысла путем привлечения общечеловеческих ценностей.

    Книга относиться к жанру киберпанка. Определение киберпанка из Википедии:


    «Киберпанк — жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху»

    Фантастику увидел только в создании виртуального мира, способа погружения в него и всего-того, что там происходило. Научность в книге, по моему мнению, очень сильно хромает. События происходят не в будущем, а в конце 90-х годов прошлого века. Слегка режут слух, такие русские транскрипции как ИБМ, Микрософт. Техника уровня времен телефонных модемов, Пентиумов, 386-х, звуковых карт, когда файл размером с мегабайт был большим. В плане технологического прогресса (кибер), можно констатировать полное его отсутствие. Упадок человеческой культуры (панк) также совершенно не отражен. Рассматриваются современные люди и их внутренние комплексы. Направление утопичности было отмечено, но недостаточно внятно. Не совсем понятен мотив антиутопии. Сплошные очевидности и балансировка между полезностью и вредностью виртуальности.
    Ценность произведения могу увидеть в том, что автор мог быть первопроходца в подобном жанре в России. Но сегодня, считаю, роман значительно отстал от современности. Виртуальные сетевые игры шагнули на много вперед.

    Сильной идеей в книги, считаю возможность некоторых людей, называемых дайверами, не погружать целиком сознание в Глубину, оставаться вне её. Эту идею, считаю, можно применить к окружающему нас миру человеческих стремлений, страстей и прочих иллюзий.

    73
    2,1K