Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Аноним5 декабря 2011 г.Да уж, давно литературные произведения не вызывали у меня ТАКОЙ бури эмоций. Читая последние страницы, я не могла сдржать звуковых проявлений негодования, что заставляло маму бросать на меня подозрительные взгляды. Негодавание все еще бушует, кипит, бурлит и пентся – и я не могу его успокоить. О том, что книга отличная, о слоге, об идее и ее воплощении – обо всем этом говорить не буду. Книга шикарная. Поговорим о сюжете.
спокойствие Для начала вспомним, что я уже писала.
«О, я фигею от этого произведения! Я – ученный. Я хочу оживить мертвую материю. Я усердно работаю над этим и мне это удается. Когда созданный мной человек оживает, я… Испытываю ужас и отвращение. И что я делаю? О, я иду в свою комнату и ложусь спать, конечно! При этом я не удосуживаюсь не то что там как-то обезопасить мое создание, я его даже не то что к столу не привязываю, я его в комнате не закрываю! Ложусь я, значит, спать, вся такая разочарованная, и… ЗАСЫПАЮ! Ночью я просыпаюсь оттого, что созданное мною существо стоит у моей кровати и робко на меня глазеет. О, что я делаю? Ну конечно я ухожу из квартиры! Разумеется, мне и в голову не приходит закрыть дверь. Я блуждаю по городу, встречаю друга, радуюсь, веду его в гости, тут вдруг вспоминаю – экая незадача – что у меня дома оживленный сшитый из частей мертвых тел разумный организм. Я первым вхожу в квартиру, и, не найдя его, радуюсь неимоверно, начиная прыгать по комнате от счастья. Потом я впадаю в горячку и полгода лежу в бреду. Вылечившись, я и не думаю искать моего монстра – я только тихо радуюсь, что он УШЕЛ.
Потом, вернувшись к родителям, я случайно натыкаюсь в лесу на него. Я тут же вбиваю себе в голову, что это он придушил моего брата (и, видать, еще подкинул девчонке медальон) и это для меня принимается, как аксиома, от которой я дальше следую в своих рассуждениях. Пытаюсь ли я войти в контакт со своим творением? О, я прижимаюсь к дереву и смотрю, как оно уходит. Потом я живу, ожидая всяких от него бед. Я лелею мысли о его уничтожении, я хочу разделаться с ним самым жестоким образом (напр. скинуть с самого высокого в мире утеса) – за что, ясно не совсем, но ладно. Однако же при всех этих «планах мести» мне и в голову не приходит взять ружье, поднять задницу и прогуляться по окрестным лесочкам. Нет, я сижу дома на диване и страдаю. Я же такая несчастная…
…история одного сумасшедшего, блин!..»Итак. Кто же самый несчастный в произведении? О, безусловно, это Виктор. Он так страдает. Он – такой бедный, над ним тяготеет рок, он жаждет СПРАВЕДЛИВОГО возмездия. Выслушав историю своего создания, он ни на йоту не чувствует себя виноватым в его страданиях и обязанным ему. Он только чувствует, что ох как сильно страдает, бедняжка, сам. Он называет свое создание демоном и дьяволом. Он негодует от его поведения! Он отказывает ему в мельчайшей просьбе создать женщину, подобную ему, – проклиная его: каждый раз, встречая, он только и делает, что обвиняет и проклинает. У него за всю жизнь не мелькнуло ни тени мысли попросить у этого создания прощения. Он сходит с ума от жалости к себе, от ненависти к монстру, от желания его уничтожить, – при этом до смерти Элизабет ему и в голову не приходит как-то этой кончине способствовать – только думать о том, как бы было хорошо, помри тварь в страшнейших мучениях. Он так страстно хочет себе покоя, бедняга. Он же такой несчастный, такой бедный. Ему так себя жаль! Мать! тшшш, спокойствие
Потом он вовсе едет крышей. «Я буду с тобой в твою брачную ночь», – с первых слов ясно, что в эту ночь умрет не Виктор, а его супруга. Это ясно, четко и естественно. Нет, он и мысли такой не допускает. Да и с его трактовкой – как мило, чтобы в первую ночь семейно жизни твоя супруга увидела чудовище, которое убьет тебя или которое убьешь ты. В монастырь бы, что ли, пошел… Нет же, он поскорее назначает свадьбу!
А-а-а, я бы на месте монстра еще и изнасиловала Элизабет, а не просто задушила. Было бы куда честнее.
Дальше Виктор окончательно уверывает, что он самый несчастный и давай преследовать монстра, играя в его игру и все еще думая, что он вершит благое дело. ПРАВЕДНОЕ ВОЗМЕЗДИЕ! Shit, дайте мне этого Франкенштейна – я бы… Так, тихо, Аля, это просто литературный персонаж… Но что же видим мы на корабле, где история рассказывается некому Уолту – о, да он всецело на стороне Виктора!!! Он считает его таким благородным, таким достойным и таким несчастным. Проклинает монстра! Потом, увидев его, он кидается с обвинениями и думает убить его! Я не понимаю, я не в силах понять. Ладно Виктор с протекшей с молодых лет крышей. Но почему все вокруг него столь же слепы и возмутительно идиотичны?! А как вы объясните мне вот эти строки из ПОСЛЕСЛОВИЯ: «В этом произведении запечатлена вечная трагедия несовместимости живого и трепетного дыхания жизни и искусственных (пусть и искусных!) подделок под нее»? Да в этом произведении показано, насколько ужасна сама человеческая природа! И насколько это самое «искусственное» выше, благороднее, мудрее, милосерднее, честнее. Тут показана вся страшная сущность человеческой природы, собраны в образе Виктора элементы всех самых страшных сумасшедших и диктаторов, заставлявших страдать миллионы в этом мире. Рассуждая так, как он! Трепетное дыхание жизни! Надо же!
P.s. помимо прочего, у Виктора организм барышни 19 века, носящий тугие корсеты и пьющей вместо чая уксус стаканами. Он все время падает в обмороки и впадает в горячку на месяца! И от чего? От жалости к себе, несчастному. Можно впасть в отчаянье, но шлепаться в обморок? Можно потерять смысл жизни, силы к жизни – но впадать в горячку на полгода? Здоровый мужик, впоследствии полмира пробежавший за своим творением и испустивший дух только много времени спустя? Ох ты боже мой, какие мы нежные. «Я заплакал», «Я лишился чувств», «Я впал в тяжелую горячку». Я же такой несчастный, такой несчастный, пожалейте меня, бедняжка я горемычная.
…а кто пожалеет того, на кого, видите ли, невозможно даже смотреть? Ладно мир, но ты сам? После всего, что узнал, после того, что видел? И как можно называть себя человеком, если ты даже в мыслях не на секунду не снизошел до этого?..
4102