Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Thousand Autumns of Jacob De Zoet

David Mitchell

  • Аватар пользователя
    Аноним29 февраля 2020 г.

    Ещё один роман Дэвида Митчелла в моём читательском списке (после «Облачного атласа» и «Литературного призрака» ) – и снова весьма положительное впечатление. Определённо, с этим автором мне по пути, и очень радостно, что у него есть что ещё почитать.
    «Тысяча осеней Якоба де Зута» начинается как история молодого голландца, служащего Объединенной Ост-Индской компании, впервые оказавшегося в Японии (а точнее – на Дэдзиме, искусственном острове в бухте Нагасаки, единственном месте, где голландцам было разрешено разместить торговую факторию).


    …японцы любят называть свое царство разными цветистыми именами… «Страна тысячи осеней» или «Корень солнца».

    Получается, что эта книга о Японии Якоба де Зута, об удивительных событиях, произошедших с ним, о его чувствах, впечатлениях, восприятии совершенно иной культуры, настолько не похожей на привычную ему европейскую. Этого в книге действительно много, однако есть в ней и фрагменты, никак не касающиеся голландского писаря. Две из пяти частей книги написаны от лица японцев –образованной молодой акушерки Орито, оказавшейся в заточении в странном монастыре, и переводчика Огавы Удзаэмона. Оба они сыграли важную роль в судьбе Якоба, но их истории, по большому счёту, представляют собой два самостоятельных рассказа, которые придают вес и полноту всему повествованию, но на де Зуте особо не отражаются. Эта многослойность и детальное раскрытие нескольких персонажей и сюжетных линий встречались мне и в предыдущих прочитанных романах Митчелла, и такой подход мне очень нравится, особенно в том виде, в котором это получается у автора. Да и второстепенным персонажам Митчелл уделяет достаточно внимания, чтобы их можно было понять. Из представленной галереи мне, конечно же, больше всего понравился доктор Маринус – резкий, самодостаточный и удивительно свободный, несмотря на миллион ограничений для голландца на Дэдзиме. Вот как рассуждает о нём один из слуг:


    Для белых людей жить – значит владеть имуществом и стараться добыть побольше имущества. Они и умирая стараются загрести побольше. Они ненасытные! У них целые шкафы одежды, рабы, экипажи, дома, пакгаузы и корабли. У них города, плантации, горы, долины, архипелаги. Им принадлежит весь мир – и джунгли, и небо, и море. А они все жалуются, что Дэдзима – это тюрьма. Жалуются, что они не свободны. Только доктор Маринус не жалуется. Он один – свободный. У него кожа белого человека, но по глазам видно – это не душа белого. Она много старше.

    А редкие высказывания самого доктора – вообще чистое золото:


    – Доктор. Вы верите в существование души?
    Он ждёт от Маринуса мудреного и загадочного ответа.
    – Да.
    – Так где же она помещается? – Якоб указывает на кощунственно-благочестивый скелет.
    – Душа – не существительное. – Доктор насаживает зажженную свечу на металлический штырь. – Она глагол.

    На свете мало того, что заслуживает веры или неверия. Чем тщиться опровергнуть, лучше постараться сосуществовать…

    Хотя на самом деле, книга же совсем не об этом. Я лишь хочу показать, как здорово Митчелл умеет прописать в романе вообще всё, сделать свой текст и его героев удивительно объёмными и затронуть столько тем, что каждый найдёт себе идею по вкусу. В «Тысяче осеней…» есть и политика, и мистика, и драмы всех мастей, и про медицину и учёность, и про столкновение культур на разных уровнях, про честь и храбрость, про мошенничество, предательство, про рабов и господ, про родителей и детей – всё-всё-всё есть. Насколько реалистичны описанные в романе события и ситуации – вопрос открытый, некоторые детали показались мне сомнительными. Но это никак не повлияло на моё впечатление. Роман определённо достоин прочтения, и я с удовольствием готова рекомендовать его всем.

    4
    509