Рецензия на книгу
Презрение
Альберто Моравиа
missis-capitanova28 февраля 2020 г."... Докопаться любой ценой..."
Есть у меня сотрудница, с которой мы работаем вместе вот уже 6-й год... И все эти шесть лет она перманентно уходит от мужа. А те, кто знают ее дольше, утверждают, что даже больше... Мне искренне жаль этого мужчину, так как я могу только представлять (по ее рассказам) какая головомойка происходит в их семейной жизни. Во время любой мало мальской ссоры (которую нормальные люди и за ссору то не сосчтут) на свет Божий вытаскивается из закромов памяти все - все старые обиды и недоразумения, все его друзья и подруги (даже если связь с ними утеряна лет надцать назад!), покрытая пылью ревность, на время усыпленные подозрения и тому подобное. Разбору полетов подлежит каждый взгляд, какая поднятая бровь, каждая реплика, брошенная им, разбирается на молекулы и атомы, его поведение анализируется чуть ли не под микроскопом, она пытается словно буровой установкой добраться до недр его души, чтоб узнать, оценить, взвесить и истолковать каждую его эмоцию и каждое чувство. Прокручиваются сценарии в стиле "а если бы..." и "на самом деле ты имел в виду другое"... Все это, естественно, трактуется не в его пользу. Все это в миллионный раз вынуждает его что-то доказывать ей и в чем-то ее убеждать, клясться в любви, вымаливать прощение (самому не понятно за что) и т.п... Конечно же, она никуда не уходит, проходит время и все повторяется заново... Я смотрю на все это и представляю их семейную жизнь в виде картины, где этот мужчина каждодневно пляшет на горящих углях из неустойчивой психики своей супруги... И вот, открыв эту книгу Альберто Моравиа, я неожиданно встретила литературных прототипов моей сотрудницы и ее мужа!
Аннотация обещает, что нас ждет история слабого мужчины и сильной женщины, но я с этим не согласна. И главный герой Риккардо, и его жена Эмилия на мой взгляд оба слабые - просто каждый по-своему. Эмилия слаба тем, что слишком долго молчала и копила в себе свои претензии и свое недовольство по отношению к супругу, тем, что хочет красивой и сытой жизни и не может откровенно признаться в этом даже себе самой, что боится вернуться к тому, что было у нее до брака, и ради этого готова терпеть презренного мужа, что ничем не помогает ему становиться на ноги и реализовываться. Риккардо слаб тем, что говорит одно, а делает другое, что не может довести задуманное до конца, что не может взять верх над своими чувствами и эмоциями, что не понимает, что все его нынешнее поведение просто напросто топит все то, что осталось от их брака, что своими скандалами и истериками он делает только хуже... Не знаю кому как, а мне сразу стало понятно все в поведении Эмилии - может оттого, что женщина женщину понимает лучше... Но мне все ее слова и поступки были предельно ясны и даже как-то странно порой было, что Риккардо ломает голову над этим... Я не скажу, что я ее одобряю - отнюдь, но с чисто логической точки зрения - понимаю.
Как и любая женщина Эмилия хочет видеть рядом с собой сильного мужчину. И нужно понимать, что это не ее личный каприз или какая-то блажь - это потребность, продиктованная природой и исторически сложившаяся. Мужчина-защитник и мужчина-добытчик - вот что в первую очередь каждая из нас хочет найти в своем партнере. А не заплаканную истеричку, заламывающую руки, прибегающую к эмоциональному шантажу и требующую в данный момент срочно объяснить, что ты имела ввиду, когда говорила то-то и то-то или что ты чувствовала, когда думала о том-то и том-то! Поэтому логично, что поведение Риккардо вызывает у нее сначала возмущение, а затем презрение! Она, безусловно, виновата в том, что ждала, что супруг сам поймет, что ее не устраивает и какого поведения она от него ждет. Если так ждать у моря погоды, то вероятность остаться ни с чем возрастает практически до неизбежности остаться ни с чем! Мне дико от того, что женщина не может сказать своему мужу, что ей что-то неприятно. Мне дико от того, что женщина не может сказать постороннему мужчине, будь он хоть сотню раз начальник ее мужа, что ей неприятны прикосновения посторонних и она предпочитает ездить только с мужем! Мне дико от того, что она ждет, что Риккардо догадается и разрешит эту ситуацию - зачем ждать, если можно самой сказать так, чтоб отрезать все приставания к себе!
Риккардо совершил оплошность уже одним только тем, что смешал рабочие отношение и личные... То, что он брал с собой супругу на деловые встречи с начальством (читайте - с более богатыми и состоявшимися людьми), уже само по себе ставило его в сравнении с ними в невыгодное положение, обнажая его нынешние неудачи и незавидное положение. И здесь опять же вступает в игру природа - если есть два самца, борющиеся за одну и ту же самку, из естественных соображений она выберет того, кто сильнее. Не нужно примешивать сюда чувства или эмоции - они изначально не в счет. На фоне своего продюсера главный герой проигрывал и это факт. И если поначалу его супруга сопротивлялась этому пониманию, то своим поведением главный герой как будто сам подтолкнул ее в чужие объятия. От его нытья и истерик становилось тошно. Вместо того, чтобы завоевывать эту женщину поступками, он предпочитает многочасовые выяснения отношений, обвинения, рукоприкладство и т.п. Если бы он так себя не повел, наверное, все еще можно было бы спасти...
Безусловно, автор сумел очень достоверно изобразить те мысли и те чувства, которые переживает человек в подобной ситуации. Мне они несколько чужды и непонятны видимо от того, что я человек другого склада - мне кажется унизительным допытываться, почему тебя разлюбили, при каких обстоятельствах, что стало последней каплей и тому подобное. Почувствовал, что разлюбили - уходи, а не наматывай сопли на кулак, ходя вокруг да около! Но при всем при этом я отдаю должное психологическому мастерству Альберто Моравиа. Хотите верьте, хотите нет, но финал я как-то интуитивно отгадала, когда прочитала, что Эмилия и Баттиста уехали вместе с острова. И мне кажется, что такая развязка вполне уместна. Отдельное мое одобрение заслужила трактовка "Одиссеи" применимо к отношениями наших героев - это было любопытно и неизбито. Но все это вместе не отменяет того, что копание в чувствах Риккардо читалось несколько скучновато. Мне долго пришлось втягиваться в пучину его эмоциональных качелей и приноравливаться к его истериках. А пока втянула - уже и финал подоспел...
34708