Рецензия на книгу
The Story of the Lost Child
Elena Ferrante
Аноним25 февраля 2020 г.Только что с замиранием сердца дослушаны последние главы финальной книги «Неаполитанского квартета». Отзыв будет сразу на всю историю.
Итак, два месяца я прожила в Неаполе, Пизе и Флоренции, глядя на мир глазами Лену Греко. Два месяца я взрослела, училась жить, любила и страдала вместе с Лилой Черулло. Хотя о каком вместе тут можно говорить? На самом деле страдания можно делить с кем угодно, но не с таким человеком, каким была Лила. Я даже не могу говорить о ней как о герое книги, ни о ком из них, потому что эти люди реальнее многих людей вокруг. Наверно, ни в одной прочитанной книге я не встречала более сложного, многопланового, тяжелого персонажа, чем Рафаэлла Черулло-Карраччи. Женщина, которая оставалась цельной личностью под гнетом множества личных и общественных проблем, в тех ситуациях, когда сломались бы многие. Однозначного отношения к ней не было на протяжении всех четырех книг: было восхищение ее силой, негодование от ее пренебрежения близкими людьми, возмущение ее эгоизмом и удивление от тех ее поступков, которые были по-настоящему добрыми. Но никогда не было жалости. Да разве Лила позволила бы себя жалеть?
А дружба-вражда Лилы и Лену вообще иногда выбивала из колеи. Разве так изображают дружбу в книгах? Обычно под ней подразумевается поддержка, внимание, забота и любовь. Конечно, здесь все это тоже есть, но в сильно разбавленном виде наряду с соперничеством, издевками, злыми шутками и токсичностью. Каждая из девушек строила свою жизнь с оглядкой на подругу, даже если не всегда это осознавалось. Учеба, творчество, замужества, работа, дети, - все это не поглощало героинь целиком, в их жизни всегда оставалось место для подруги, и обязательным пунктом – сравнения, поиски скрытых смыслов в поступках и так и не удавшиеся попытки порвать нить, связывающую их двоих. В последней книге, когда героини уже постарели, а окружающие их люди постепенно уходят из жизни, мы наконец-то видим, кем они в итоге стали, к чему привела их эта сложная жизненная дорога. Сейчас, после финала, смотря на их историю с самого начала, можно отметить, насколько же соответственно характерам и жизненным установкам сложилась судьба этих женщин. Элена, так много значения придававшая образованию, становится известной писательницей и книжным издателем, - то есть человеком, которым наверняка не стала бы без изначальной основы из лицея и университета. Лила же, всю жизнь психологически отгораживаясь от всех людей вокруг, закончила свою историю в одиночестве, о котором, возможно, жалела, а может быть, им наслаждалась. Ни мужья, ни члены семьи, ни дети, ни враги так и не смогли понять, что же это за человек такой – Лина Черулло. Постичь масштабы личности подруги ведь не смогла даже Элена, хоть и приблизилась к этому сильнее, чем остальные. Видимо, поэтому в конце концов только она дождалась прощального знака от Лилы.
Лично для себя я ставлю Лилу в один ряд с такими героинями, как Скарлетт О’Хара, Анна Каренина, Настасья Филипповна. Здесь та же сила, то же восхищение, полная неоднозначность и абсолютная непостижимость.
Ферранте создала невероятную историю, полную любви и ненависти, радости и эгоизма, мести и страданий. Поистине грандиозный масштаб повествования позволил ей вывести множество героев, но показать их так, что каждый сложился в голове читателя как отдельная, настоящая личность. Заботливый Энцо, непостоянный Нино, коварные братья Солара, интеллигентные Айрота. Каждый из них полноправно занял свою нишу в этом сложном художественном полотне. Финал истории сложился именно такой, каким и должен был быть. Ведь жизнь не всегда разрешает проблемы и разгадывает загадки. Множество оставленных без ответа вопросов еще сильнее приближают эту историю к реальности. Лила так стремилась исчезнуть без следа, но как же правильно, что Элена записала всю их историю. Такие люди нужны обществу и должны жить пусть даже в виде чужих воспоминаний. Начав слушать первую книгу буквально для ознакомления, к концу четвертой я уверилась, что это едва ли не лучший художественный цикл из всего мной прочитанного. Преклоняюсь перед мастерством Ферранте. Тысяча благодарностей за такую искреннюю и настоящую жизнь на страницах книг. Отдельно хочется отметить прекрасную озвучку цикла Юлией Яблонской.16798