Рецензия на книгу
Last Argument of Kings
Joe Abercrombie
Аноним22 февраля 2020 г.Начали за здравие, закончили... так себе закончили.
Произведение хорошо написано, когда характеры персонажей двигают сюжет, развиваясь по его ходу, а сюжет двигает персонажей, толкая их к развитию. Как шестерёнки в механизме. Ещё конечно хорошо, когда а) персонажи интересные б) сюжет захватывающий в) смысл глубокий. И всё это работает друг на друга. С пунктом в) у Аберкромби в принципе не то что бы бедно, но и не богато, основная идея книг понятна сразу. Гораздо интереснее авторские высказываения в отдельных эпизодах. Ну да ладно. Зато с а) и б) всё отлично. Было. В первой книге. Там сюжет не оторвёшься, кидает интереснейших персонажей, как щепки на волнах, заставляет их развиваться и извиваться, и всё едино и слитно, лезвие ножа между кирпичиками воплощения творческого замысл не вставишь. Все персонажи, даже второстепенные, нужны, имеют многослойную мотивацию, за них переживаешь.
Вторая книга - тревожные звоночки. Появляются откровенно ходульные действующие лица (принц Ладисла, сын губернатора Дагоски). Персонажи - функции. В них не веришь. Вот должен он тут быть для сюжета, давайте воткнём. Их пока немного, но они реально режут глаз на фоне великолепия первого тома.
Третья книга - не провал, так сказать не честно. Но волшебный замок превратился в добротный домик в сабурбии. Он неплохой сам по себе, даже имеет симпатичные архитектурные излишества, но Золушка тут точно не живёт. А в первом томе жила, вместе с белоснежкой и красной шапочкой (в изводе сапковского). Сюжет возобладал над персонажами. Они теперь не живут в книге, а служат сюжету. Сами они по-прежнему интересны, за них переживаешь, но они теперь отдельно, а его величество сюжет - отдельно. Сам сюжет... Ну нормальный сюжет, только вот все твисты видно за версту, потому что теперь это схема. Появились ненужные персонажи и эпизоды (Толомея, Мамун в конце), вписанные просто потому, что типа круто. Нужны понятно для пропихивания персонажей по сюжету, но возникают ниоткуда и смотрятся натужно. Ну гримдарк ради гримдарка, давайте сделаем жопу, в которой сидят главгерои, ещё глубже, где это совсем не надо. В общем обидно.
С главгероями - автору явно больше всех нравятся Логен и Глокта, по ним он держит марку. А вот Ферро банально сливает, Баяз превращается в Мистера Зло, Лютар несколько раз пытается воплотится в трёхмерного живого человека, но в угоду сюжету возвращается в состояние плоской банальности.
Вот что хорошо во всех трёх книгах, так это драки. Тут одна претензия - почему Логен по мере продвижения по службе не надел на себя хотя бы кольчугу? не бачу логики.
В общем так. Первая книга отличная. Вторая хорошая. Третья просто средняя, но из-за того, что до неё были первая и вторая, производит впечатление плохой из-за эффекта обманутых ожиданий. В общем не знаю, читать ещё что-то из аберкромби, или на этом хватит.
4319