Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эликсир дьявола

Э. Т. А. Гофман

  • Аватар пользователя
    Аноним15 февраля 2020 г.
    У помешанных есть одна особенность: они кажутся более чуткими к проявлениям человеческого духа, а душа у них возбуждается легко, хотя и бессознательно, при столкновении с чужим духовным началом, оттого они нередко прозревают самое сокровенное в нас и высказывают его в такой поразительно созвучной форме, что порой мы с ужасом внемлем словно бы грозному голосу нашего второго "я".

    Мне удивительно не везло с готической английской литературой, она мне кажется очень скучной и прямолинейной (прости Эдгар Аллан По и Мэри Шелли). Поэтому я решила попробовать немецкую. И с одной стороны мне понравилось, это было довольно интересно читать, да и сюжет закрученный. Но с другой, по здравому размышлению, это история брата Медарда с явным ананкастным расстройством личности (прям как по учебнику писал Гофман, со всеми признаками и этапами) и его "двойника", а точнее сводного брата Витарина. И как не пытается Гофман сделать из него мистического двойника, это всего лишь сводный брат, упавший в водопад и хорошенько так повредивший голову( черепно-мозговая травма в средневековье это уже грустно, а уж с теми деформациями сознания, что у Витарина это вообще караул). И если опустить все нагнетания, предчувствия и кидания из крайности в крайность Медарда (очень уж похожие на психопатологические репереживания, характерные для больных ананкастным расстройством) то мы видим хитросплетения двух психологически больных людей, с периодическими случаями навязчивых состояний в эпоху средневековья. А тогда психологически больной мог быть принят и за святого, и мученика, и терзаемого Сатаной и даже за рок господа (уж события замка Ф это явно показывают.) Да и знание каждого до мельчайших подробностей событий жизни другого, не является мистическим проявлением, а объясняется их периодическими встречами (дом охотника, тюрьма) и приступами помутнения от встреч друг с другом (один считал другого дьяволом, Сатаной, двойником и прочей чушью, и от стресса и нервного возбуждения впадал в состояния бреда и беспамятства). Автор сам в Главе тюрьмы очень точно описывает эти помутнения и повторения своих историй как молитв(собственно все те же психопатологические репереживания). А уж подвод к проклятому роду, так вообще выглядит смешно. Избалованные аристократы добиваются своего любыми путями, эка невидаль. А в половине случаев, если бы им открыли их кровное родство никаких проблем не было. Потому что, извините, Франц не может жениться на Аврелии, потому что не хочет герцог. Так, молодым и влюбленным это не аргумент. Да и психологические болезни к сожалению, часто передаются по наследству. А уж история с эликсиром Сатаны... Психологическому больному дали крепкий алкоголь, перед этим промыв мозги страшными преданиями и легендами (это я про брата Медарда). И о чудо, он их всех увидел наяву. Вы шутите?

    В общем и целом, двоякое ощущение после прочтения. Написано хорошо, но считать психологические болезни проявления божественного очень кощунственно.

    22
    1,7K