Рецензия на книгу
Дьявол носит Prada
Лорен Вайсбергер
Аноним10 февраля 2020 г.Столько у нас предубеждения к женским романам! Пожалуй, в этой точке сойдутся как интеллектуалки, так и любительницы быстрого чтения. Мизогинные, поверхностные, полные штампов - как только их ни поносят. Все может быть, конечно. Однако это точно не про знаменитый роман Лорен Вайсбергер "Дьявол носит Prada".
Главная героиня - молодая женщина, с хорошим образованием и мечтой. Она приезжает в Нью-Йорк с целью найти работу в журналистике. Но не так-то просто попасть на работу в СМИ. Андреа перебирает все доступные варианты и неожиданно для себя оказывается на собеседовании в модном журнале "Подиум". А ведь настолько далекого от моды человека еще поискать! Конечно же, героиня получает работу, хотя и никак не связанную с текстами. Все, что ей предстоит писать в течение следующего года, это записки самой себе и другим людям, тысячи записок, чтобы ничего не упустить, ведь теперь она - младшая секретарша одной из самых влиятельных персон в мире моды Миранды Пристли (прообраз персонажки - главный редактор американского издания Vogue Анна Винтур). Дальше история развивается весьма предсказуемо, так как авторка очевидно следует сказочному канону - подвергает героиню все новым, каждый раз более трудным, испытаниям, чтобы та закалилась в борьбе и, конечно, получила награду. Впрочем, мечта реализуется не совсем так, как предполагалось, но и Андреа Сакс уже не та, что в начале своего нью-йоркского пути.
Но дело тут не в удачах или промахах героини, не в ее личностном росте и стремлении к мечте. "Дьявол носит Prada" - это роман об эмоциональном насилии и его нормализованности в профессиональной среде. Лорен Вайсбергер показывает нам, каким бывает абьюзер на рабочем месте, в данном случае - абьюзерша. И тут не так важно, что речь о модной индустрии, хотя уже на середине книги лично меня потянуло обновить гардероб, да и Андреа при всем своем скептицизме иногда не может удержаться от восхищения при виде творений известных дизайнеров. Важно, что большинство из нас не только хоть раз сталкивались с абьюзивным поведением начальства по отношению к подчиненным, но и считают, что это нормально, более того - перенимают эту модель поведения, получая чуть больше власти. И потому так важно "нет", сказанное Андреа Сакс в финале. За шаг до получения желаемого. Многие ли способны повторить ее поступок? Особенно учитывая то, что у героини есть поддержка и достаточно здоровое отношение ко всему происходящему, то есть ресурсы, которых не хватает многим. Но это "нет" делает книгу не просто развлекательным чтением, а еще и поддерживающим. Вероятно, этим объясняется ее успех, как и успех одноименного фильма.
Кроме того меня позабавили моменты, где героиня делает маленькие добрые дела - за счет компании покупает кофе бездомным. Удивительно много социального контекста для развлекательной книги.Содержит спойлеры8988