Рецензия на книгу
Полное собрание сочинений. Том 16. Морской волк
Джек Лондон
AleksandraAistova8 февраля 2020 г.Изнеженный молодой человек Хэмфри Ван -Вейден, джентльмен, не знакомый с физическим трудом, терпит кораблекрушение. Его подбирает китокобойное судно, и он думает, что спасен. Но капитан вместо того, чтобы доставить его на берег (хотя берег не очень далеко), в насильственном порядке делает из него юнгу. Так получается, что у него в команде не хватает людей. Сюжет выстроен вокруг противостояния Хэмфри и капитана Ларсена, которого команда называет Волком. В ходе этого противостояния Хэмфри вырастает и физически, и морально .
В книге увлекательный сюжет. Она легко читается. Но, по моему мнению, это гораздо больше, чем просто приключенческий роман. И я постараюсь объяснить почему.
Есть писатели о себе, и есть писатели о других. У писателей о других хорошие жизнеописания, они как правило предоставляют читателю возможность самому искать мораль и смыслы. У тех, что пишут о себе, не бывает ярких многогранных реалистичных персонажей, но в их книгах обычно есть какой-то идеологический посыл. Джек Лондон определенно писатель о себе. У него все персонажи одинаковые. Для него не характерно наличие яркого антагониста.
Морской волк - нетипичная для Джека Лондона книга, потому что здесь присутствует нечто похожее на межличностный конфликт. При ближайшем рассмотрении это оказывается внутриличностный конфликт.
Хотя считается что у Волка Ларсена был реальный протагонист. Мне скорее кажется, что Волк Ларсен — это та часть Джека Лондона, которая наиболее прониклась философией Ницше. Посмотрите с какой любовью написан Волк Ларсен. Хэмфри и боится его, и ненавидит и восхищается им. Капитан Ларсен - лучшее литературное воплощение ницшеанского сверхчеловека, которое можно себе представить. Иногда он объясняет свое мировоззрение почти дословными цитатами из Ницше. Я это вижу так, как будто Хэмфри и Волк Ларсен – это разные аспекты личности автора. Часть личности автора, которой больше нравится Ницше против той части которой больше нравится Спенсер. Мы можем так считать хотя бы потому, что автор никогда не умел писать с натуры настоящих людей. К тому же оба персонажа очень утрированные.
Несмотря на неравную расстановку сил, противостояние заканчивается победой Хэмфри. Романтика побеждает материализм. Смысл в том, что Джек Лондон сам создает и сам побеждает ницшеанского сверхчеловека. И таким образом побеждает всякое ницшеанство в самом себе.
Итого: рекомендую.
51K