Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 4. Записки из Мертвого дома

Ф. М. Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним8 февраля 2020 г.

    Благодаря этой книге я открыла для себя целый мир, о существовании которого не подозревала. И получила ответы на вопросы, которые мне никогда не приходило в голову задать. Книга посвящена жизни автора на каторге в Сибири. Она вроде как автобиографическая, но весьма умело замаскирована под художественный вымысел. Читать ее удивительно легко, учитывая то, что тут нет сквозного сюжета.

    В очередной раз Достоевский дарит нам живописные яркие характеры. Особенно приятно что все это взято не абы откуда, а подсмотрено в жизни. Внимательными глазами автора нам удается подглядеть за тем, как люди, поставленные в нечеловеческих условия, взаимодействуют с друг другом и с окружающей средой. Помимо всего прочего в книге описаны подробности арестантского быта, про которые нигде больше не прочитать (по крайней мере я не читала). Этих подробностей такое море, что я не знаю какую бы выбрать в качестве примера.

    Допустим, кандалы... Арестанты носили их круглосуточно. В них спали и ходили в баню. Кандалы не сняли даже с умирающего чахоточного больного. В последние часы жизни он настолько ослабел, что даже крест на шее был ему в тягость. Товарищи помогли ему снять крест, потому что сделать это самому у него не хватало сил. При этом кандалы до самой смерти оставались на его ногах. Если верить автору, их присутствие на ногах носило скорее символических характер. Кандалы – символ рабского положения арестанта. В них было неудобно. Каторжникам приходилась покупать подкандальники из кожи за свой счет, чтобы не стереть ноги до костей. Но сломать их было довольно просто, и еще никому они не мешали бежать.

    Периодически Достоевский понемножку рассуждает о природе наказания, о его эффективности и местных порядках. Большое внимание уделяется сложному положению дворян на каторге. Дворяне тяжелее переносили наказание, во-первых, потому что им от большего приходилось отказаться, а также потому, что простонародье относилось к ним враждебно (в лучшем случае безразлично). Рассказчика презирали за то, что он хотел работать наравне с остальными. Ему следовало быть белоручкой, так как он дворянин. Над белоручками тоже смеялись, но своими попытками трудится бок о бок с простонародьем герой как будто нарушал какой-то вечный кастовый закон. А это вызывало не просто насмешки, а ненависть. Его не любили, но от него требовали, чтобы он продолжал вести себя как дворянин. Интересно, что рассказчику (несмотря на всеобщую нелюбовь) выделили хорошее место в рождественском театре, признавая за ним умение разбираться в театрах, и хотели непременно заполучить его положительный отзыв.

    Итого: отличная возможность взглянуть на жизнь под неожиданным углом, рекомендую

    4
    618